001. 1982.05.01.A4 Объяснение понятия «Прекрасная Реальность». Бытие и сознание в поисках счастья

[also available in English]

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Ложное понимание есть, заблуждение, но оно не слишком могущественно, оно не самодостаточно, оно не независимо. Она не поддерживает себя. Заблуждение зависит от Истины, Истина занимает превосходящее положение, а не заблуждение, поэтому твоя транзакция, взаимодействие должно быть всегда с Истиной, с позитивным началом. И что есть позитивное начало, Истина? Сат-чит-ананда — таковы характеристики: бессмертное существование, вечное бытие; затем самоосознание; и затем полнота насыщения, удовлетворенность в себе, это Начало удовлетворено в Себе, Оно полное.

#00:01:13#

В философии Гегеля говорится: бессмертное существование. Языком Гегеля, он называет это «Реальность Сама по Себе». И Реальность, говорит он, Сама для Себя — это другая характеристика. И в середине находится элемент сознания, но Гегель не говорит об этом начале. Сат-чит-ананда. Чит — самоосознание, он чувствует, что он есть. Камень существует, но не чувствует свое существование. Камень может не знать, что он есть, что он существует. Но душа знает, что она есть, что она существует, четан — сознает это, но это сознание несовершенно. В этом сознании присутствует нужда, потребность, жажда некоей высшей жизни — это четан, чит.

#00:02:14#

Сат-чит-ананда. Ананда или раса это значит красота, гармония, любовь — такова концепция Его внутренней природы, полноты этой внутренней природы. Бытие, сознание и счастье. Не только жажда, не только знание, но — объект жажды, объект познания, и этим объектом является ананда. Сат-чит-анандам, анандам и сундарам синонимичны, это синонимы.

#00:03:05#

Я видел, как один из европейских философов переводи этот термин ананда словом «красота». Реальность прекрасна, прекрасная Реальность. И мы видим, что эта идея очень близка к Кришне.

#00:03:25#

Я помню, был такой французский лингвист-философ Мартине[1]. Он был выдающимся лингвистом и писателем, выдающимся поэтом. Мартино был автором этого выражения: Прекрасная Реальность. Высшее начало есть Прекрасная Реальность, Красота.

#00:03:51#

Как в поэме Вордсворта: зримая красота и слуховая красота. В стихах Вордсворта присутствует персонаж — женский образ, героиня его поэмы, девушка по имени Люси Грей. Он пишет: она жила в деревне, деревенская девушка, и там был ручей, рядом с деревней. И Вордсворт говорит: звук текущего ручья, речки усиливал, подчеркивал ее красоту, вносил вклад в ее зримую красоту — такой была его версия.

#00:04:35#

Многие пытались интерпретировать эти поэтические строки, но один бенгальский ученый Харинатх Де, который был выдающимся полиглотом (он знал тридцать два языка, был великим ученым, но жизнь его была недолгой), дал следующее толкование, он сказал: красота звуковая вносит вклад в визуальную красоту. И я был очень тронут этим объяснением. Звук, прекрасный звук помогал, усиливал, подчеркивал ее физическую красоту, красоту ее внешности, той девушки. Это значит: красота слуховая, сладостный звук вносил вклад в визуальную красоту. Таким образом, Прекрасная Реальность — красота в самом широком смысле слова: красота слышимая, красота зримая, красота обоняемая, красота осязаемая, анандам, расам в целом. Раса, ананда, сундар.

#00:05:54#

Сатьям-шивам-сундарам — в другом стихе Упанишад говорится. Шива значит мангала. Какова природа, критерий мангала? Амангала означает «смертный», а бессмертие есть шивам, мангала, бессмертный. Шива, мангала значит «бессмертный», то есть сознательный, сознающий, душа, душа бессмертна. Камень смертен, но душа бессмертна, и подлинная душа есть шива. Но душа — вы видите — уязвима, ущербна. И есть Высшая душа, и эта Высшая душа — Сундарам, Красота. Это — конкретная реальность, независимая, и в полной мере это полная репрезентация вещей. Все остальное — суть частичная репрезентация Абсолюта.

#00:07:04#

Сатьям-шивам-сундарам. Сундарам — удовлетворенность. Душа не удовлетворена, а камень — тут нет вопроса удовлетворенности в его случае: он просто есть, существует. Но душа не удовлетворена, она вечна, она вечно сознает себя, шивам. Мр̣тйу́-н̇-джайа, Махадев, Шива — он свободен от смертности, от изменения, он вечен. Но сама по себе вечность — этого еще недостаточно. Расам, сундарам — эти явления способны заполнить брешь. Сундарам есть объект нашего поиска, куда бы мы ни отправились, чем бы мы ни занимались. Если пристально рассмотреть наши действия и прочее, то мы увидим, что в каждом нашем движении можно увидеть… Что стоит за каждым нашим движением и действием? Поиск красоты, поиск полноты, поиск сундарам, поиск расы.

#00:08:24#

на те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи виш̣н̣ум̇
дура̄ш
́айа̄ йе бахир-артха-ма̄нинах̣[2]

Внешне и по невежеству, заблуждаясь, можно посчитать, что мы ищем то, то, то, другое: деньги и чувственных наслаждений, власти — это лишь некое внешнее и частичное понимание положение вещей. Но если проанализировать на глубоком уровне природу этого влечения, тогда мы увидим, что мы стремимся, мы жаждем и заняты поиском исключительно расы, анандам, сундарам, полноты удовлетворения. Мы не стремимся к частичным, временным, так называемым удовольствиям, поэтому кама, артха, дхарма — они не могут удовлетворить наши внутренние, глубинные чаяния. Что говорить о простом освобождении, об освобождении от наших нынешних чаяний, мимолетных и преходящих желаний? Это освобождение так же не является целью — таково открытие ученых.

#00:09:51#

Освобождение — это искусственная жизнь, просто отстраненная свобода от негативной стороны, но жизнь должна быть насыщенной, полной. В жизни существует цель, которая должна быть достигнута. У всего есть предназначение — это неизбежное положение всего и вся. Любая реалия предназначена для чего-то, имеет предназначение: ноль не может быть окончательным заключением всего целого, но — безграничное, бесконечное, не ноль. Поэтому простое освобождение — быть, оставаться исключительно в состоянии глубокого сна без сновидений — это разрушительно, это ни к чему не ведет, не плодотворно. Это состояние не может быть целью творения и не может быть целью нашего существования, поэтому другую сторону следует искать.

#00:10:59#

Чид-вилас. И где мы можем обрести это явление? Здесь, в этом мире, присутствует эксплуатация, но речь идет о противоположном явлении — о жертвенности. Бхакти — жертвенность, преданность, которая наступает после того, как мы отдаем себя Центру, вручаем себя Ему. Отдельный интерес, как я сказал, — необходимо отказаться от него и войти в единую семью. Принять Хранителя, жить в семье, в которой есть Хранитель, Опекун — это нам советуют. Мы должны занять правильную позицию и научиться жить в семье, принимая руководство, опеку Хранителя. Мы не должны бояться указаний Хранителя, но мы будем пытаться понять, что жизнь под опекой Хранителя — это целостная и здоровая жизнь.

#00:12:22#

Мы можем не искать независимости. Независимость не может решить проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Мы находимся в гуще проблем, в этом нет сомнений. Может на поверхности казаться, что благодаря независимости можно решить все эти проблемы, но это ошибочное представление. Писания и махаджаны приходят нам на помощь и говорят: нет, в настоящее время ты можешь думать, что независимость даст тебе подлинное удовлетворение, удовлетворение твоего глубин твоего сердца, но это ложная идея. В действительности то, что ты рассматривал как своего врага — ты пытался избавиться от давления обстоятельств на тебя, ты думал: если ты будешь свободен, то ты будешь счастлив — это ложное представление. Скорее, противоположная истина: ты должен пытаться научиться жить в объединенной семье, одной семье, ты должен научиться жить в ней, найти место, ты должен исправить себя.


 

[1] Речь, по всей видимости, идет об Андре Мартине, одном из теоретиков структурализма. В 1982 году, когда была дана эта лекция, Мартине был еще жив (умер в 1999 году).

[2] на те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи виш̣н̣ум̇, дура̄ш́айа̄ йе бахир-артха-ма̄нинах̣ / андха̄ йатха̄ндхаир упанӣйама̄на̄с, те ’пӣш́а-тантрйа̄м уру-да̄мни баддха̄х̣ — «Люди, поглощенные мыслями о мирских наслаждениях, избирают себе лидера или гуру из числа таких же слепцов, как они сами, — слепцов, которые привязаны к внешним объектам, доступным для материальных чувств. Такие люди не способны понять, что цель жизни одна: вернуться домой, к Господу Вишну, и посвятить себя служению Ему. Как слепой, идущий за другим слепым, сбивается с пути и падает в яму, так и материалистичные люди, избравшие своим лидером еще одного материалиста, запутываются в необычайно прочных веревках кармической деятельности и погружаются в бездонную пучину материального бытия, где их снова и снова преследуют тройственные страдания» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.31).


1982.05.01.A4 Definition of «Reality the Beautiful.» Search for Beauty, Harmony and Love

Srila Bhakti Rakshak Sridhar Dev-Goswami Maharaj

Download:

#00:00:00#

Misunderstanding is there, but it is not very powerful. It has not got its own support, not independent, it is also dependent on truth. Truth has got the better position and not misunderstanding. So, your transaction should be always with the truth, with the positive.

And what is positive truth? sat chit anandam. That is the characteristic: unassailable existence, then self-consciousness and then fulfillment. Fulfillment in itself.

In Hegelian philosophy, unassailable existence, that means by itself and for itself. The other, in the middle, the conscious element is suppressed there. Sat, chit, ananda, self-consciousness, self-consciousness. He feels that he is. Stone existence may not feel its own existence. Stone may not know that he is existent, but soul knows that he has got his existence, cetana. But it is not perfect. With some want, some demand, hankering for some higher life, that is cetana, cit. Sat-chit-anandam.

Ananda or rasa, that is beauty, harmony, love. That is the conception of the fullest integer, having existence, consciousness as well as fulfillment. Not only hankering, not only knowing, but for which to know, for which to hanker, that is there, anandam. Sat-chit-anandam. Anandam and sundaram, synonymous.

So I saw that some of the European philosophers, they have translated this anandam as beauty. Reality the Beautiful, and that we find very near, nearer conception of Krishna.

If I remember, the philosopher Martino, who was a very good linguist also, good high style poet, he has given: Reality the Beautiful. The ultimate thing is reality the beautiful. The beauty. Just as Wordsworth said, «Eye beauty and ear beauty.» In a poetry of Wordsworth, he is describing about a girl of his dream; perhaps Lucy Gray, or someone. He writes there, she was a village girl, there was a brook, river by the side of the village. He said that the jingling sound of the brook contributed to her beauty. That was his version.

And many tried to give some interpretation there. But one Bengali scholar, Harinath De, who was master of 32 languages in the world, good scholar, but he did not live longer. Harinath De, he gave the interpretation that ear beauty contributed to eye beauty. His explanation was very taking to me. The ear beauty, the sounds, beautiful sound, helped to her physical beauty of appearance, that girl. That means ear beauty, sweet sound, contributed to eye beauty. So, reality the beautiful.

Beautiful, the beauty in the broadest sense, eye beauty, ear beauty, nose beauty, touch beauty. Anandam, rasam, in a generalized way. Rasa, ananda, sundar.

In another Upanishadic word: satyam, shivam, sundaram. Shiva means mangal. What is the nature, the criterion of mangala? Amangala means mortal. Mortal is amangalam, and immortality is Shivam, mangalam. Immortal, mangala. Shivam means immortal. That means conscious, soul, the soul is immortal. So, stone is mortal, but soul is immortal. The soul proper is shiva. But soul we see vulnerable. Supersoul, that is sundaram, that beauty. That is a concrete reality, independent in the fullest representation of things. All other—partial representation of the Absolute.

Satyam, shivam, sundaram. Sundaram—satisfaction. Satisfaction. Soul is dissatisfied, and stone, no question of satisfaction, only mere existence. But the soul, dissatisfied, eternal thing, self-consciousness, shivam. Mrtyunjaya, Mahadeva, Shiva, that is free of mortality, change, eternal.

But mere eternity, that is not enough. The rasam, sundaram, that can fill up the gap. So, Sundaram is the object of our quest. Wherever we go, whatever we do, if it is examined properly, then in every movement it will be detected that we are searching after beauty, after fulfillment, after sundar, after rasam.

na te viduḥ svārtha-gatiṁ hi viṣṇuṁ
durāśayā ye bahir-artha-māninaḥ [SB 7.5.31]

externally, and ignorantly it may be seen that we are in quest of this and that, money, beauty, and that sense pleasure. It is some external and partial examination of things. But if it is examined deeply, then it must be found that we are eagerly searching only for rasam, sundaram. Satisfaction to the fullest, not for partial, temporary, so-called pleasure.

[09:23] So kama, artha, dharma, they cannot satisfy our inner hankering. Not only… Mere liberation of the present hankering, emancipation of the present flickering hankerings, that is also not the goal, it is found by the scholars. Liberation, that is an artificial life, mere liberation from the negative side. Life must have its fulfillment. Everything has got its fulfillment. Its necessary position. It is not meant for nothing. Zero cannot be the conclusion of the world, of the whole. But infinite. Not zero. So, mere liberation, and to stay only as in long deep slumber, deep sleep, that is destructive, inconclusive. That cannot be the object of creation or the object of our existence. So the other side must be searched, that chid-vilas.

And where we can get that? Here by exploitation, and the opposite, that of dedication? Bhakti, dedication after surrender to the center. By separatism, we are told, by separate interest, now to give up that separate interest and to enter into undivided family.

dvitiyabhinibeshatah syat.

To accept the guardian, the guardian-ruled family, to enter. They live there. That has been advised to us. We are to adjust ourselves to live in a family under the guardianship and we must not be afraid of the direction of the guardianship. But we shall try to…

[record break]

…that we can understand that life under a guardian, that is the wholesome and healthy one. We may not be inquirer after hopeful independence. Independence cannot solve the problem we are faced with. The problem we are in the midst of, no doubt. The problem apparently may be thought that by independence it may be solved, but it is wrong. The scripture and Mahajan, they come to our help: «No!» In the present you may think that independence will give you proper satisfaction, satisfaction of your inner heart, but it is wrong. Really. Apparently what is thought by you, that is your enemy, you want to get out of any circumstantial infringement. And «if you get freedom you will be happy», this is wrong. The opposite is rather, you should try to live in a joint family. You must be accommodative. You must correct your own nature.