121. 1987.00.00.A1. Объяснение шлоки «кришна-лила амрита сара…»

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Чаитанйа-дева — амр̣та-са̄ра. Здесь Чайтаньядев сравнивается не с горой и не с холмом, но с озером. Он — источник, вместилище всего сознания Кришны, амр̣та-са̄ра, нектара сознания Кришны. Он — субстанция, суть нектара кришна-лилы. Та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра… Сотни ручьев берут начало в Нем. Это чайтанья-лила. Даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите… Этот поток течет во всех десяти направлениях, сотни ручьев, многочисленные потоки этого нектара расходятся в десять сторон света.

#00:01:27#

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра,
даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите
се чаитанйа-лӣла̄ хайа…

Неиссякаемое озеро нектара, источник, из которого —

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра,
даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите
се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа…

— сотни потоков сознания Кришны устремляются в десяти направлениях.

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра,
даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите
се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа
мано-хам̇са ча̄раха’ та̄ха̄те[1]

#00:02:53#

«О вы, преданные! Хамсы, лебеди, придите и направьте ваши умы, сосредоточьте ваше внимание на этом озере». Далее продолжается аллегорическое изложение, и здесь можно прийти к выводу, что кришна-лила — порождение чайтанья-лилы, чайтанья-лила — изначальное явление, и в ней берут начало радха-кришна-лилы. Когда Они [Радха и Кришна] объединены — это чайтанья-лила. Когда Они отстраняют Себя друг от друга, Они становятся…

#00:04:04#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[2]

#00:04:34#

Поскольку чайтанья-лила явлена в эпоху Кали, а кришна-лила — в Двапару, то можно подумать, что чайтанья-лила носит вспомогательный характер по отношению к кришна-лиле, но здесь говорится: «Чайтанья-лила — изначальное явление, в ней берет начало кришна-лила». Это безграничное озеро нектара, и кришна-лила берет начало в нем. Это не гора, но озеро, и многочисленные преданные, подобные лебедям и другим птицам, а также пчелам, пьют сладкий мед, нектар, собирают пыльцу.

#00:05:49#

Красный цветок, растущий в воде, кумуд… А белый — колхаи-кумуд. Лотос или что-то в этом роде.

Ученик (Госвами Махарадж): Лилии?

Шрила Шридхар Махарадж: Кумуд растет при лунном свете. Лотосу (падме) необходим солнечный свет, тогда как кумуд, красный цветок, растущий в воде, нуждается в лунном.

#00:06:39#

ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇…[3]

Кайрава означает «кумуда», красный цветок.


 

[1] «Деяния Господа Кришны — квинтэссенция всего нектара, что струится в сотнях рек во всех направлениях. Деяния же Шри Чайтаньи Махапрабху — вечное озеро. Нашему уму дается такой совет: позволить ему плавать, словно лебедю, по водам этого трансцендентного озера» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.271).

[2] «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

[3] «Как в прохладных лунных лучах расцветает красный лотос…» («Шри Шикшаштакам», стих 1).

Запись опубликована в рубрике 07. Личность и дар Чайтаньи в поэзии вайшнавов с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.