Скачать:
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Различные проявления в сакхья-расе, ватсалья-расе, шанта-расе, дасья-расе. Его [преданного] умонастроение в каждой расе будет соответствовать умонастроению определенного слуги, сотрудничества между ними. Это явление дано нам таким образом. Очень тонкие реалии — тем не менее мы должны знать их до известной степени. Знать, что это может быть, это возможно. Кришна един, но в то же время — йа̄н̇ра йеи раса сеи сарвоттама[1] — Яшода никогда не скажет, что ее раса неполна, несовершенна, что чего-то не хватает. Она не признает, она скажет: «Это — высочайшее». Сакхьи — друзья — наслаждаются игрой, обществом Кришны, они думают: «Наши достижения высочайшие, максимальные. Это, — считают они, — высочайшее — то, что мы чувствуем, переживаем в Его обществе».
#00:01:21#
…йа̄н̇ра йеи раса сеи сарвоттама
тат̣а-стха хан̃а̄ вича̄риле…
Но есть татастха-вичара — беспристрастное суждение, объективный анализ, относительное положение. И если мы измеряем абсолютное положение, тогда мы видим, мы находим, что есть малое и есть великое, недостаточное и достаточное, так можно выразиться. Иногда происходит столкновение между расами, и та сторона, которая одерживает верх… Это тест, это критерий: какая сторона одерживает верх, кто победитель и кто побежденный? Кто-то говорит: Америка — самая могущественная страна, кто-то говорит: Россия — самая могущественная страна. Но все это становится явным, ясным, когда происходит война, столкновение — какая сторона более велика.
[Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Нитай-Гаура Харибол]
#00:02:46#
Градация присутствует повсюду. Когда Хануман отправился на встречу с Кришной в Двараку, воспевая: «Джай Рам! Джай Рам!», Кришна принял образ Рамачандры и попросил Сатьябхаму принять обличье Ситы, но она не смогла. Тогда Он попросил Рукмини: «О! Прими обличье Ситы». Рукмини повиновалась, а Сатьябхама спряталась под троном. И Хануман пришел: «Джай Рам! Джай Рам!» Он увидел: да, Рамачандра здесь, Сита рядом с Ним. Он принес ему голубые лотосы. Рукмини и Сатьябхама. Рукмини здесь показана, как превосходящая Сатьябхаму, да?
Госвами Махарадж: Я хотел знать, почему Сатьябхама не могла принять образ Ситы?
#00:04:02#
Шрила Шридхар Махарадж: Почему Сатьябхама не могла? Почему Она не стала бы принимать, не захотела?
Рукмини обладает особой силой, особыми способностями, особое положение занимает, поэтому она приняла образ Ситы. А Сатьябхама подобна тени Радхарани, обладает чертами похожими на черты Радхарани. Можно считать, можно думать, что она не способна занять положение Ситы. Можно думать так, поскольку ее природа подобна природе Радхарани. В «Лалите Мадхаве» эти явления описаны.
Радхарани в дварака-лиле трансформировалась в Сатьябхаму, Чандравали — в Рукмини, Лалита — в Джамбавати и так далее, так это описано. Это не изначальные личности во всей своей полноте, но их проявления — подобно тому как Кришна в Двараке не во всей Своей полноте. Его шакти (потенция) также аналогичного типа, аналогичной природы.
#00:05:18#
Чувство Радхарани более сентиментально, Чандравали — более разумно, но во Вриндаване сантимент, чувство стоит на первом месте, обладает наибольшей ценностью во вриндаван-лиле — не в такой степени разум, интеллект, но речь идет о взаимодействии сердец. Но не разум — разум второстепенен, тогда как в дварака-лиле, возможно, разум занимает первостепенное положение, интеллект, поэтому подобная трансформация возможна — такого рода трансформация. Сатьябхама, более сентиментальна (основная часть ее личности). Рукмини более трезва, более сдержана, более рассудительна во всех отношениях. То, что в высшем измерении стоит на первом месте, в измерении более низкого порядка занимает второстепенную позицию.
#00:06:45#
Частная жизнь и публичная жизнь. Частная жизнь выше публичной жизни. Те, кто наиболее квалифицированы помогать в публичной жизни, в частной жизни могут быть не столь эффективными, полезными.
[Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол]
#00:07:23#
Санатана Госвами привел Кришну в Матхуру, а затем вновь вернул Его во Вриндаван. Он не позволил Кришне покинуть Матхуру. В «Брихат-Бхагаватамритам» мы видим: показано таким образом.
Но Рупа Госвами связал вриндаван-лилу с дварака-лилой, они трансформировались — вриндаван-лила трансформировалась в дварака-лилу. Гопи превратились в цариц Двараки. Как привести в гармонию эти противоречивые описания? Как расставить все на свои места?
#00:08:12#
Прабхупад в ответ на этот вопрос ответил: «Адхокшаджа». Все права закреплены за Ним. Это означает, что мы не можем понять абсолютно все, связанное с Ним. Если бы мы могли понять все, что Его касается, тогда как бы Он был адхокшаджа? Как бы Он был бы Абсолютом? Ачинтья.
[1]↑ кинту йа̄н̇ра йеи раса сеи сарвоттама / тат̣а-стха хан̃а̄ вича̄риле а̄чхе тара-тама — «Это правда, что те отношения, которые связывают с Господом того или иного преданного, являются для него самыми лучшими. Тем не менее, изучив все методы беспристрастно, можно выделить высшие и низшие уровни любви» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.83).