212. 1981.08.20.A1. О происхождении санскрита. Изначальная Реальность

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Преданный: В трансцендентном мире, особенно на Голоке, обитатели Голоки говорят на бриджа-баси, на языке Враджа, а в области Махапрабху — на Бенгали. А где место санскриту, Махарадж?

Шрила Шридхар Махарадж: Санскрит всегда присутствует — и там, и там, и во Вриндаване, и в Навадвипе. В Навадвипе живут многочисленные знатоки санскрита, Сам Махапрабху является знатоком санскрита, а во Вриндаване — Гарга Муни и другие знатоки санскрита.

Преданный: Но Кришна не говорит на санскрите?

Шрила Шридхар Махарадж: Он частично мог слышать санскрит, когда Он учился под началом Сандипани и других, но это в матхура-лиле, а во вриндаван-лиле — главным образом браджа-бола[1]. Но [у Него существует] определенная коммуникация, сообщение, связь с пандитами, знающими санскрит во Вриндаване.

Гаура-Харибол.

#00:01:42#

Мы можем думать, апракрита — это нечто более широкое, обширное, все присутствуют в нем. Санскрит присутствует, заключен в браджа-боле. Пышность, богатство, роскошь заключены в простоте Вриндавана. Во всех отношениях Вриндаван должен быть изначальным. Санскрит — это порождение. Мы можем думать в таком духе: он скрыт. Не может быть иначе: это [Вриндаван] — первоисточник, прототип, модель. Подобно тому, как здесь существует наша ведическая культура и традиции, и современные пандиты, европейские ученые говорят: «Источник цивилизации — это Вавилон или Месопотамия». Ученые эмпирического характера придерживаются подобных представлений, но мы не согласны с ними, когда речь идет о колыбели цивилизации. Если мы принимаем, что это апракрита — изначальная область бытия, изначальное царство, — то в нем должно присутствовать все, в том числе богатство и величие Вайкунтхи.

#00:03:21#

В беседе Сварупа Дамодара и Шриваса Пандита в день Хера-панчами, что описано в «Чайтанья-чаритамрите», Шривас Пандит высказывается в пользу Вайкунтхи, говорит: Вайкунтха пышна, великолепна, роскошна. Сварупа Дамодар не терпит этого и заявляет ему: «Шривас, ты превозносишь величие и пышность Вайкунтхи, но разве ты не знаешь, разве ты не помнишь, что ратна (драгоценные камни), богатство Вайкунтхи, сокровища присутствуют во Вриндаване, но скрытым образом. Но обитателям той земли, той почвы не нужны золото и драгоценности, им больше нравится лесные цветы, павлиньи перья и тому подобное. Деревья того мира — древа желаний, калпа-врикша, чинтамани. Это изначальное место — Враджа, Вриндаван». Как только мы признаем, что Враджа, Вриндаван — это изначальное место, то мы понимаем, что все остальное — проявление пышности, роскоши, великолепия и могущества — все это заключено в этом простом, так сказать, измерении и порождаемо им. Это математический расчет, логика. На основании логики мы можем прийти к такого рода мыслям, заключениям. Что ты говоришь?

#00:05:00#

Госвами Махарадж: Я просто задавался вопросом: Шривас, Панча-таттва, — этот тот самый Шривас?

Шрила Шридхар Махарадж: Да, да, об этом Шривасе идет речь.

Госвами Махарадж: Каким образом он может быть в Панча-таттве с Махапрабху, если он столь ценит Вайкунтху?

Шрила Шридхар Махарадж: Можно сказать, что он Нарада, и так же можно сказать, что он говорит это, чтобы другие поняли. Он играет роль адвоката дьявола, так сказать, для того, чтобы публика поняла, что есть что. Харе Кришна.


[1] Диалект Вриндавана.

Запись опубликована в рубрике 15. Ведическая литература - от древности до современности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.