407. 1983.11.12.B3. Объяснение стиха Ригведы 1.22.20, дополненного и расширенного Шридхаром Махаджем

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Преданный: Махарадж?

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

Преданный: А стих Ригведы:

ом тад вишнох парамам падам
шротиматам мухйанти йат сурайах
драста чакшур ива прасарита-маха-
сурйева дивйа татам
дхамна шрена сада нираста-кухакам
сатйам парам шабдитам
джйотих прити-танум хиранйа-пурушам
пашйанти там сурайах
[1]

Это также ваш стих?

#00:00:32#

Шрила Шридхар Махарадж: Да. Это — дальнейшее объяснение, первой сутры Ригведы. Прежде чем мы приступаем к выполнению некого святого долга, нас просят повторять эту мантру, а затем приступать к работе:

ом̇ тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам̇
сада̄ пашйанти сурайах̣
дивива̄ чакшур а̄татам
[2]

Вначале, говорится, необходимо произнести эти слова, а затем начать работу, любую работу. Это риг-мантра, вначале — сама суть, и я пытался показать каков смысл этого. Ом̇ тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам̇, сада̄ пашйанти сурайах̣, дивива̄ чакшур а̄татам. Общий смысл таков: тад вишн̣ох̣ парамам̇ — мы и внешний мир. Внешний мир как единое целое, зовется тад. Там-тад, ахам-тад. Тад обычно используется для обозначения некоего неведомого и высшего по отношению ко мне элемента: тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам̇. Вишну парам-пад.

#00:02:29#

Мы слышим о Вишну [санскрит], о Начале, всепроникающем принципе, всепронизывающем принципе. Всепроникающее начало есть Вишну. И нас просят думать о Его парам-пад, о всепроникающем Начале, думать о Нем. Прежде чем приступать к выполнению любого долга, любой обязанности, я должен прежде всего вспомнить об этом Начале, а затем начинать выполнение долга. Речь идет о том, кто ты и как ты обращаешься к выполнению своего долга. Прежде чем приступать к нему, произнеси эти слова для того, чтобы у тебя было представление, концепция твоего положения, твоей природы и природы окружающей тебя реальности.

#00:03:27#

Тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам̇: ты должен думать, что всепроникающее Начало, Его парам-пад, Его прекрасные, Божественные пад (стопы) находятся над моей головой. Стопы этого святого, священного всепроникающего Начала находятся над моей головой. Стопы считаются низшей частью, голова — высшей частью.

#00:04:06#

ом̇ тад вишн̣ох̣ парамам̇ падам̇
сада̄ пашйанти сурайах̣

Сурайо — духовные ученые, знатоки духовного всегда думают о Нем, парам-пад. Дивива̄ чакшур а̄татам — в небесах подобно великому оку они пребывают. Его стопы могут видеть. Его стопы — низшая часть Его тела по отношению ко мне — в полной мере видят то, что я собираюсь делать, подобно солнцу. Так же как солнце, в небе находятся Его Святые стопы. Он — полнота сознания, Его стопы также сознательны, и Его Святые стопы пребывают над моей головой подобно солнцу, видя все. С этой идеей, с этим представлением мы приступаем к работе.

#00:05:22#

Око Хранителя, бдительное око находится над нашими головами. Всепроникающее и всезнающее Начало, Вишну — Его Священное око подобно солнцу пребывает над нашими головами, бдительное око, всегда. Чтобы ты ни делал, Он видит это — с таким представлением мы приступаем к выполнению долга. Осознавай себя: бдительное око Хранителя над тобой, и это око столь же реально, как солнце над твоей головой. Солнце над твоей головой, в небесах — подобно этому. А каково объяснение «шаг за шагом»?

#00:06:17#

Преданный: Драста чакшур…

Драста чакшур ива. Каково значение, смысл глаза? Мы можем видеть. Он занимает субъективную позицию, Видящий. Драста означает «видящий». Видящий — это субъективная позиция. Всепроникающее Начало — Вишну, а мы — субъекты, и Он видит все, видит то, что ты делаешь.

Преданный: Прасарита-маха-сурйева.

Шрила Шридхар Махарадж: Его око над твоей душой. Подобно великому солнцу Он пребывает в небе.

Преданный: Дивйа татам.

Шрила Шридхар Махарадж: Дивйа татам, пребывает в небе.

Преданный:


сатйам парам шабдитам
джйотих прити-танум хиранйа-пурушам
пашйанти там сурайах

#00:07:23#

Шрила Шридхар Махарадж: Джйотих — Он может видеть, а прити — подобно любящему Хранителю Он наблюдает за нашей деятельностью с любовью. Любящий Хранитель: свет и прити (любовь) присутствуют в Его личности. Сочувственный взор Хранителя, взгляд любящий и пронизывающий — такой взгляд обращен на тебя. Он пребывает над твоей головой повсюду в качестве Видящего, Он столь же конкретен, как солнце, которое покрывает все своими лучами, своим светом. И это — главная мантра в Ригведе, первом священном писании, каковой факт принят представителями всех наций: самое древнее священное писание на земле — Ригведа. Ригмантра.

#00:08:36#

Преданный:

…а̄рухйа кр̣ччхрен̣а парам̇ падам̇…

йе ‘нйе ‘равинда̄кша вимукта-ма̄нинас
твайй аста-бха̄ва̄д авиш́уддха-буддхайах̣
а̄рухйа кр̣ччхрен̣а парам̇ падам̇…[3]

Шрила Шридхар Махарадж: Парам падам — посредством восходящего метода они пытаются достичь парам-пад. Но — отсутствие сукрити, происходящего из других рождений — и они достигают лишь предела, лимита этого мира. Но этого не достаточно. Паспорт [есть], но необходима виза для того, чтобы оказаться на другой стороне, нечто в этом роде. Отсутствие визы: когда они окажутся на неведомой земле, на границе, то у них будут большие трудности из-за отсутствия визы. Но визы нет — поэтому и приходится вернуться домой. Они оказываются на последнем рубеже своей страны, но не могут пройти, проследовать дальше. И если человек не возвращается домой, то ему приходится блуждать в пограничном районе, поскольку его могут схватить.

#00:10:05#

а̄рухйа кр̣ччхрен̣а парам̇ падам̇ татах̣
патантй адхо ‘на̄др̣та-йушмад-ан̇гхрайах̣

Один джентльмен заметил, что пример с визой очень уместен.

Преданный: Особенно когда это случилось с тобой, Махарадж. Мы и Вираха Пракаш Махарадж ехали из Испании во Францию…

Шрила Шридхар Махарадж: Видагдха очень пострадал в том случае. Ему пришлось отправиться в Гаю, ему написали ложное медицинское заключение, свидетельство, и так он сумел продлить визу и остаться в стране.

 


[1] Мантра Риг-веды, расширенная Шрилой Шридхаром Махараджем.

[2] «Риг-веда», 1.22.20.

[3] «О лотосоокий, нечист разум тех, кто не служит Тебе, но при этом полагает, что уже получил освобождение. Хотя такие люди благодаря суровой аскезе восходят на духовный уровень, на уровень осознания безличного Брахмана, они падают вновь, поскольку отказываются поклоняться Твоим лотосным стопам» («Шримад-Бхагаватам», 10.2.32; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.131).

Запись опубликована в рубрике 23. Памятование о Господе — солнце Вишну с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.