Скачать:
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Преданный: Махарадж, материальный мир рационален?
Шрила Шридхар Махарадж: Что?
Преданный: Он спрашивает: «Материальный мир рационален?»
Шрила Шридхар Махарадж: [Смеется] Материальный мир… Рациональность или рацио — это промежуточная стадия. Конечная, высшая причина — Самодержец, сварат, ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣[1]. Хотя мы видим смысл, логику, рацио, но в конечном счете Он выше этого, Он свободен. Рациональное значит связанное каким-то законом. Рациональность подразумевает ограниченное, регулируемое неким законом. Мы можем думать: это рационально. Соответственно закону, регуляция, ограничение.
#00:01:22#
Но то, что иррационально, — это основано на прихоти, капризе. В конечном счете Он — Самодержец, Абсолютный Владыка, сварат. Нежность, любовь не требует рациональности. Справедливость требует рациональности, но милость выше рациональности, выше суждения о хорошем и плохом. Благодать, милость. Экзаменатор испытывает, экзаменует мальчика и с рациональной точки зрения ставит ему отметку. Но когда на сцену выступает милость, то рациональность отступает на задний план. Ты понимаешь?
Преданный: А этот материальный мир…
#00:02:31#
Шрила Шридхар Махарадж: Справедливость, рациональность — это все юрисдикция, категория закона. А иррациональное — что это такое? Это отсутствие соображений, заботы о законе. Это иррационально. Иррациональное не поддается расчету, регуляции, закону. Иррациональное. Сварат: все, что он делает, есть благо. Чтобы Он ни делал, это нечто является благом. Выше рациональности — любовь. Ты не понимаешь?
Преданный: Я думаю, я понимаю.
#00:03:25#
Шрила Шридхар Махарадж: Любовь выше интеллекта. Самодержавие выше расчета, рациональности. И Он — Самодержец, Его самодержавие абсолютно. Никто и ничто не в силах воспрепятствовать этому, движение Абсолютного Блага, отсутствие закона или какой бы то ни было регуляции, ограничения. Он — Абсолютное Благо, сварат. В «Бхагаватам» сказано: «Ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣ — только Он знает цель и смысл, предназначение всего сущего». Он знает, какова цель каждого движения в существовании, в бытии. Все находится под Его контролем. Он знает цель, смысл каждого события, каждой реалии. И Он выше любых соображений, суждений. Сварат — в высшей степени независим. Самодержец. Он для Себя, Он не подчинен какой-то другой стороне. Он независим, сварат, естественным образом. Все для Него. Он ни для кого, ни для чего другого.
#00:05:12#
Все предназначено для Него. Что это означает? Он выше рациональности, выше рацио, выше рассудка, выше расчета, выше любых требований, выше любого закона, выше любого аргумента, тарка-пратиштханат[2].
[Харе Кришна, Гаура-Хари, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура…]
Кто ты? Как тебя зовут? Чидананда?
Преданный: Да.
Шрила Шридхар Махарадж: Нитай-Гаура Харибол.
Преданный: Гуру Махарадж, а вы вчера говорили, что двадцатичетырехчасовая вовлеченность в служение Кришне возможна только в мадхура-расе. Не могли бы вы объяснить, что это значит?
Шрила Шридхар Махарадж: Что ты говоришь?
Преданный: Вчера вы сказали, что двадцать четыре часа в сутки заниматься служением Кришне возможно только в мадхура-расе. Не могли бы вы объяснить?
#00:06:29#
Шрила Шридхар Махарадж: Говорится: аштакалия-сева — служение, которое совершается в восьми прахарах. Прахара — это четвертая часть суток, дня и ночи; двадцать четыре часа в сутки — восемь прахар, аштакалия. Об этом сказано в «Арчана-кхане».
[шлоки]
#00:08:06#
Восемь частей его игр. Игры делятся на восемь частей, и во всех частях группа мадхура-расы совершает определенное служение, лагерь мадхура-расы совершает то или иное служение. Наиболее сокровенное служение возможно только в мадхура-расе. И все формы служения — чувства ватсалья-расы, служение слуг, отношения друзей, кормить любимого, как это бывает в ватсалья-расе — все это вместе, в совокупности возможно только в мадхура-расе. Поэтому мадхура-раса есть мукха-раса — основная, главная, центральная раса. Она содержит все виды служения, все виды рас. Все виды служения возможные в мадхура-расе во Вриндаване.
[1]↑ См. «Шримад-Бхагаватам», 1.1.1.
[2]↑ Логические предположения никогда не приводят к окончательному выводу.