542. 1983.01.26.C1. Долг и любовь

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Анурага — божественная любовь. Любовь не означает прихоть, но наиболее чистое явление, которое исключает все остальные явления. Даже виддхи-бхакти исключена, только любовь и красота, ничего другого, [явления,] которые вкусны для Самодержца, которые неподвластны закону. Самодержец должен быть удовлетворен — подобный стандарт, явление, которое зовется божественной любовью. Самодержец не заботится ни о ком и ни о чем, Он должен быть удовлетворен. Какое внимание и какая погруженность в это явление необходимы! Все отвергается, исключительное явление, все остальное отвергается.

Преданный: Любовь и долг.

#00:01:40#

Шрила Шридхар Махарадж: Долг — это другое явление. В концепции долга есть место для закона. Четыре тенденции побуждают нас действовать. Первая — страх. В низшем творении живые существа действуют побуждаемые исключительно страхом — животные и другие, бхай. Затем, на более высокой стадии живые существа движимы чувством перспективы. Вначале они движимы страхом, затем на второй, более высокой ступени они движимы надеждой, перспективой: «Если я буду делать то-то и то-то, то я получу то-то и то-то». Третья стадия, третий уровень — долг, соображение долга, чувство долга, третья стадия. А четвертая стадия — анурага: нет вопроса долга, категория долга отсутствует.

#00:03:08#

Долг — это определенное понимание, определенное обязательство: если я не буду делать что-то, то я буду виновен в преступлении. Третья стадия. На третьей стадии живое существо движимо сознанием долга. На четвертой стадии нет сознания долга вовсе, только любовь: я не могу не делать, я беспомощен, я подобен марионетке. Это анурага — четвертая стадия, на которой мы действуем. Четвертая — наиболее чистое явление, анурага. «Я не могу не действовать» — это анурага. А чувство долга — это явление более низкого порядка. Затем перспектива — на более низкой стадии, и, наконец, на самом низком уровне страх — мы действуем, побуждаемые страхом. Ты понимаешь?

#00:04:29#

Бхактивинод Тхакур описал эти явления для нас в своей «Чайтанья-шикшамрите», от бхаи до раги, четыре стадии движения. «Я не могу не действовать, я не могу отказаться, я беспомощен, сердце полностью, без остатка пленено Кришной, влечение к Кришне полностью пленило сердце, нет способа освободиться от этого влечения!» — милость Бога обладает такой чарующей природой, такой интенсивностью, что нет способа избежать этого влечения. Есть только служение Ему, оно столь сладостно. И служение не в силу страха, не в силу перспективы, надежды, не в силу долга, но беспомощное служение: «Не могу жить без этого явления, не могу! Служить и чувствовать удовлетворение».

Запись опубликована в рубрике 33. Дхарма — учение о долге с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.