586. 1982.03.02.B2. Источник сознания внутри, а не вовне нас

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Преданный: Как мы можем в качестве индивидуумов отличить ум от сознания?

Шрила Шридхар Махарадж: В Гите содержится следующее предложение:

индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур
индрийебхйах̣ парам́ манах̣
манасас ту пара̄ буддхир
йо буддхех̣ паратас ту сах̣
[1]

К духовой концепции, концепции души можно прийти посредством определенного процесса, отвергая различные аспекты своего существа. Природа ума описана так: васана (я хочу это, я не хочу то), санкалпа-викалпа (отвержение-принятие).

#00:00:56#

Санкалпа-викалпа(?). Что есть ум? То начало, которое содержит в себе апатию и симпатию к внешним реалиям, — это ум. И мы должны найти, отследить в себе это начало. Это начало находится во мне, и я должен войти в свое собственное существо, вступить и попытаться обрести опыт этого начала. Затем существует способность суждения, разума. Какова природа этого начала, этой функции? Разум — нечто, присутствующее во мне, я могу соприкоснуться с этим началом, явлением непосредственно.

#00:01:47#

Однажды я сделал это — пытаясь понять, какова природа моего ума, что есть мой ум. Он уже присутствует во мне. Какова природа ума, разума, и какова природа души, пребывающей за пределами этой функции разума? Подобно йогинам, речь идет о непосредственном соприкосновении с этими функциями в нас. Разум во мне, и почему же я не могу отчетливо увидеть характеристики этого начала?

Преданный: Когда вера растет в определенном направлении, как мы можем знать, что источником этого роста является наше внутреннее «я», а не окружающий мир?

Шрила Шридхар Махарадж: Я не понимаю в полной мере [вопрос]. Когда вера развивается…

Преданный: Да, он спрашивает: как мы можем знать, что речь идет о внутреннем развитии, изнутри, а не о влиянии извне? Когда вера развивается в определенном направлении, как мы можем знать, что ее источником служит внутреннее сознание, а не внешний мир?

#00:03:10#

Шрила Шридхар Махарадж: Когда человек спит, то благодаря внешнему вмешательству он может быть пробужден, нечто в этом роде. Он спит, но благодаря внешней помощи он пробуждается, выходит из состояния сна. Его собственные чувства служат гарантом тому, что происходит именно это: «Я был таким-то и таким, теперь я такой-то и такой, и в ходе этого процесса я становлюсь все более и более сознающим». Человек сам служит гарантом этого процесса. Благодаря помощи моих друзей мое здоровье восстанавливается. Таким образом.


[1] «Знай, что чувства выше материи, ум превыше чувств, разум выше ума, но душа, занимающая высшее положение, превосходит даже разум» (Бхагавад-гита, 3.42).

Запись опубликована в рубрике 37. Душа в сферах материальной и духовной энергии с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.