Скачать:
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
бхакти-марга, гйана-марга шрейо(?)
В целом существует конфликт. Существуют многочисленные великие личности, проповедующие карму, и есть другие личности, которые проповедуют отречение, гьяну. Существует также другая категория, представители которой пропагандируют служение, преданность, и столкновения между тремя этими школами… четырьмя школами (также йога). И внутри каждой из этих школ также происходят столкновения. Например, российские коммунисты и китайские коммунисты: существуют две-три группы, класса коммунистов и столкновения между коммунистами и демократами. А в Америке мы видим: республиканцы и демократы, хотя разница между ними весьма тонка.
#00:01:13#
Грубое и тонкое, чистое и нечистое. И каждый является гарантом своего собственного будущего в конечном счете. Мы должны идти на риск. Мы должны быть искренними и рисковать. В конечном счете моя удача зависит от меня: свободная воля дживы. Милость может прийти, а может не прийти, и милость также приходит к достойным, не к лицемерам, поэтому индивидуальное усилие в духовном мире невозможно напрочь исключить. Что человек выбирает: самопредание или идею «со-хам» — «я выше всего»?
#00:02:23#
Рисковать следует и рисковать должны мы. Мы не можем исключить себя из ответственности за свое будущее, за свою удачу, везение. Шаранагати. В самопредании присутствует две линии мысли: марджара-ньяя (это нечто подобное тому, как ведут себя котята) и марката-ньяя (детеныши обезьяны). Детеныш обезьяны по собственной воле совершает некие действия: обнимает мать обезьяну и мать его несет, тогда как котенок ничего не делает: котенка мать кошка хватает за загривок и несет его. Два типа шаранагати. Махапрабху выбирает марката-ньяю. У дживы есть свободная воля, какой бы малой она ни была, незначительной, но она есть.
#00:03:39#
на картр̣твам̇ на карма̄н̣и
локасйа ср̣джати прабхух̣
на карма-пхала-сам̇йогам̇
свабха̄вас ту правартате[1]
«Я не ответственен, — говорит Кришна, — Я не несу ответственность. Те различия, которые существуют в мире [буквально: различия], — Я не несу ответственность». Живое существо несет ответственность за свое прошлое, настоящее и будущее всегда, потому что в живом существе присутствует частица свободной воли, потому что душа сознательна. Сознание есть начало, наделенное свободной волей. Сознание — маленькая толика, частица, и свобода воли тоже мала, но она есть.
#00:04:27#
Когда британцы покидали Индию, то они предоставили выбор, право выбора. Индия была поделена на Хиндустан и Пакистан. И главам государства (или местных общин) было дано право выбирать, что они выбирают: Пакистан или Индию. Махарадж Кашмира оказался в затруднительном положении, поскольку его подданные были главным образом мусульманами и территориально Кашмир близок к Пакистану, но сам он был индусом. Он колебался: какую сторону ему выбрать? Но Пакистан устроил так: члены горных племен атаковали Кашмир, и тогда он выбрал Индию. Тогда индийское правительство послало свои вооруженные силы, в это дело вмешался английский вице-король, по его совету танки были посланы на индийско-пакистанскую границу, и пакистанцы отступили.
#00:05:48#
Затем Джавахарлал и Ганди пришли к соглашению и приняли плебисцит, то есть они решили, что должен быть проведен референдум, и кашмирцы должны решать, какую сторону им выбрать, в какой стране жить. Но не все согласились с этим условием: референдум не состоялся, граница до сих пор не определена между Индией и Пакистаном в том месте и продолжается конфликт.
#00:06:28#
Так вот, британцы предоставили вождям наций решать, какую сторону им выбрать. С одной стороны — майя, с другой стороны — служение. Ты — джива, ты решай, выбор за тобой. Какой бы малой ни была твоя свобода, но свобода выбора у тебя есть. Какая сторона: эксплуатация и жертвенность, преданность. Джива должна выбрать, решить. Ты должна возложить бремя ответственности на свои плечи. Какой бы малой ты ни была, ответственность принадлежит тебе — таково решение.
#00:07:21#
Поэтому повсюду этот принцип следует прилагать, в каждой фазе, на каждой стадии нашей жизни. Это неразличимая точка, неразличимое, неуловимое «нечто», известное как бхагья, удача. В высшей степени тонкое, нераспознаваемое, неразличимое. Точка [буквально], практически воображаемое явление, но оно есть.
Преданный: У нас есть в Лондоне один юноша, который не может принять [ответственности души за свое положение]. Он говорит: «Бог всезнающ. Ему известно прошлое, настоящее и будущее. Почему же Бог позволяет нам оказываться в подобном затруднительном положении, когда мы страдаем? Почему Бог позволяет нам испытывать страдания?»
#00:08:21#
Шрила Шридхар Махарадж: А чего он не признает?
Преданный: Ему не нравится то обстоятельство, что Бог позволяет дживе страдать.
Шрила Шридхар Махарадж: Кто позволяет? Бог? То есть Бога следует винить в этом? Но они говорят, что Бога нет, только ты существуешь. Но ты существуешь: это означает что? Это определенная величина, и бремя ответственности на твоих плечах. Если ты признаешь, что ты существуешь, то ты должен проанализировать: кто есть это ты, и ты увидишь, что толика ответственности лежит на твоих плечах.
[1]↑ «Господь не создает ни желание действовать, ни сами поступки людей, ни последствия этих поступков. Все это совершается самими душами, отождествившими свои интересы с миром материи» (Бхагавад-гита, 5.14).