933. 1982.03.08.A1.B3. Мадхавендра Пури – росток гаудия-вайшнавизма

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Уход Мадхавендры Пури, брахма-мадхава-сампрадайя. Первую связь с гаудия-теизмом в брахма-мадхавасампрадайе мы находим в личности Мадхавендры Пури. Мадхавендра Пури был связан с мадхавасампрадайей, это ясно, это очевидно. Впервые мы прослеживаем семя рага-бхакти в личности Мадхавендры Пури. Его знаменитая шлока, которую Сам Махапрабху произносил и переживал ее вкус (во время своего ухода из этого мира, считается, Мадхавендра Пури думал в линии этой станзы):

#00:01:36#

айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе
матхура̄-на̄тха када̄валокйасе
хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇
дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам
[1]

Считается, что эта станза (стих) был написан самим Мадхавендрой Пури.

[Разговаривает со Шрилой Говиндой Махараджем на бенгали.]

айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе
матхура̄-на̄тха када̄валокйасе
хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇
дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам

#00:03:00#

Я столь беспомощен и лишен надежды, разочарован в мои последние дни, я не вижу никакого луча оптимистического ви́дения. Дӣна-дайа̄рдра на̄тха — я должен уйти, покинуть этот мир, но неужели я так и уйду, мой Владыка, столь разочарованный, я уйду? Айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха — ты столь великодушен, мне говорят. Я слышал. Хе матхура̄-на̄тха — теперь Ты ушел в Матхуру. Возможно, Ты не помнишь беспомощных и разочарованных, у которых нет другой альтернативы кроме Тебя? Теперь Ты — царь Матхуры.

#00:04:29#

Хе матхура̄-на̄тха када̄валокйасе — но мы влачим наше существование, проводим наши дни, лишенные всякой надежды. Так или иначе мы продолжаем жить, мы выживаем, но для нас практически невозможно продолжать жить. И последнее замечание: када̄валокйасе хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇ — о Владыка беспомощных, мы не можем утешить наши сердца, терзаемые болью! Мы не находим никакой другой альтернативы кроме Тебя. Када̄валокйасе — мы не чувствуем сейчас стыда, не стыдимся прямо взмолиться Тебе. Когда Ты вспомнишь нас вновь? Когда Ты вспомнишь нас вновь, када̄валокйасе хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇, и утешишь наши сердца изнутри, алока-ка̄тарам̇ дайита бхра̄мйати — подаришь внутреннее утешение нашим сердцам?

#00:06:28#

Дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам — мы не видим никаких средств, мы в смятении — таково наше состояние, — мы лишены надежды.

айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе
матхура̄-на̄тха када̄валокйасе
хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇
дайита…

…алока-ка̄тарам̇ дайита бхра̄мйати…

#00:07:15#

Ты — Владыка наших сердец. Ты знаешь все, ничто не скрыто от Тебя. Дайита. Без Тебя мы не можем влачить существование, Тебе известно все. Мы достигли последнего предела нашего терпения. Таким образом он молится Кришне: хе матхура̄-на̄тха!

#00:08:03#

Конечно, считается, что Мадхавендра Пури выражает чувства гопи Вриндавана. Когда Кришна уехал в Матхуру, то гопи погрузились в пучину, в океан страданий и разочарования. От имени гопи, он чувствует единство с гопи, испытывает и переживает их чувства в своем сердце и молится Матхура-натху. Когда Махапрабху шел в Матхуру, то Он постоянно пел эту шлоку и выказывал Свое почтение, приверженность Мадхавендре Пури.

#00:09:14#

Один джентльмен, которого Махапрабху встретил, демонстрировал подлинные симптомы рага-бхакти. Этот санодийя-брамин — брамин низшего типа, низший класс брамина. Шри Чайтаньядев встретил его, когда блуждал по Вриндавану в настроении поиска Кришны. Этот санодийя-брамин пригласил Махапрабху к себе домой и спросил Махапрабху: «Ты, санньяси, не связан ли Ты с Мадхавендрой Пури?» Санодийя-брахман неожиданно задал Шри Чайтаньядеву этот вопрос: «Нет ли какой связи между Тобой и Мадхавендрой Пури?» — «Да-да. Мадхавендра Пури был Гуру Моего Гуру». — «О, теперь я понимаю: поскольку без связи с Мадхавендрой Пури невозможно явить подобные симптомы, подобные тем, что я вижу в Тебе». Так сказал Махапрабху этот джентльмен.

#00:10:56#

Затем они беседовали, брамин сказал: «Мадхавендра Пури принял меня своим учеником, и я не вижу подобную рага-бхакти нигде в другом ином месте, в Мадхавендре Пури только лишь. И он принял меня в ученики и также почитал прасадам в моем доме. Он был гостем в моем доме, хотя я — падший брамин, не соответствующий стандартам. В домах таких людей как я санньяси обычно не просят бхикшу». Махапрабху сказал: «В таком случае Я хочу почтить прасадам в твоем доме. Ты — вайшнава. Мадхавендра Пури принимал прасадам в твоем доме, а Я не следую обычаям, традициям других санньяси: они не станут принимать прасадам в твоем доме, но Я буду».

#00:12:24#

шрипад дхара туми(?)

ма̄дхавендра-пурӣра ‘самбандха’[2]

Таким образом. Мадхавендра Пури считается ростком гаудия-вайшнавской веры, который в полной мере проявился в личности Шри Чайтаньи Махапрабху. Мадхавендра Пури — Ишвара Пури — Шри Чайтаньядев. Личность Мадхавендры Пури описана в «Чайтанья-чаритамрите», он был Гуру Ишвары Пури (Гуру Шри Чайтаньядева), но также говорится, что Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху и Пундарик Видьянидхи — все они были учениками Мадхавендры Пури.

#00:13:29#

Место рождения Мадхавендры Пури находилось близ Катвы. По-прежнему в наши дни можно видеть самадхи Мадхавендры Пури в районе Катвы. Там есть один грам (деревня), где находится усыпальница (самадхи) Мадхавендры Пури. Он был санньяси того времени, очень прославленный. Считается, что он увел Нитьянанду Прабху из Его дома, попросил сына у родителей Нитьянанды Прабху, которому было двенадцать лет. И Нитьянанда Прабху в его обществе совершил паломничество в разные святые места, следуя за Мадхавендрой Пури. День его ухода был вчера.

[Гаура-Харибол, Гаура-Харибол]

#00:15:08#

Там, где может быть увидено это явление (оно нас интересует), — там наш интерес. Ишвара Пури служил Мадхавендре Пури последние дни очень близким образом.

свахасте карена мала-мӯтра̄ди ма̄рджана[3]

Ишвара Пури очищал тело своего Гуру последние дни, своими руками он убирал испражнения и мочу — так написано.

#00:16:09#

Другой ученик Мадхавендры Пури пришел к Гуру со следующим советом: он говорил: «Почему ты стал жертвой скорби? Ты должен думать, что ты — Брахман, ты никак не связан, не затронут этим миром — ты должен думать таким образом». Этого джентльмена звали Рамачандра Пури — один из учеников Мадхавендры Пури. Он пришел, чтобы дать своему Гуру в последние дни, на закате жизни последнего подобный совет: «Почему ты привязан к бренному? Думай о том, что ты Брахман». Тогда Мадхавендра Пури отверг его, он сказал: «Убирайся! Ты — глупец! Ты пришел, чтобы утешать меня таким образом? Если я умру, видя твое лицо, то отправлюсь в некое нежелательное место. Ты не понимаешь, каково мое положение: я страдаю, потому что не обрел Кришну, а ты, глупец, утешаешь меня брахма-гьяной

#00:18:03#

И впоследствии Рамачандра Пури пришел к Шри Чайтаньядеву в Пури, чтобы обвинить, укорить последнего. Мы узнаем об этом из «Чайтанья-чаритамриты»: Парамананда Пури также был учеником Мадхавендры Пури, он испытывал симпатию к Шри Чайтаньядеву, большое влечение и почтение к Шри Чайтаньядеву, хотя формально Шри Чайтаньядев был учеником его духовного брата, Ишвары Пури, но Парамананда Пури с великим почтением относился к Махапрабху. Рамачандра Пури пришел в Джаганнатха Пури, в Пурушоттам (пришел в то место, где Шри Чайтаньядев жил) и увидел там на земле муравьев. Муравьи ползали по земле, он сказал: «О, почему эти муравьи ползают здесь? Несомненно, какие-то сладости были здесь вчера ночью, поэтому муравьи лакомятся крошками. О, какое диво! Эти санньяси, носящие красные одежды, привязаны к сахару! Это в высшей степени предосудительно! Мы должны держаться подальше, в стороне от такого оскверненного места!» — и в таком возбужденном состоянии он ушел.

#00:20:10#

При этом присутствовали Махапрабху и Его преданные. Когда Рамачандра Пури ушел, Махапрабху призвал Своего спутника, слугу Говинду и сказал ему: «Говинда, отныне ты должен приносить Мне джаганнатхапрасадам ценой в одну пайсу. Если ты будешь поступать иначе, то вы больше не увидите Меня здесь, Я уйду. А ты, Ванинатх, и другие Мои спутники будете ходить просить подаяние и принимать прасадам по вашему выбору, но Я буду принимать только прасадам ценой в одну пайсу, не больше». Строгое указание, и это был сделано. Пришел брамин с прасадом для Махапрабху, но его попросили дать порцию ценой в одну пайсу, а все остальное вернули брамину. Брамин стал плакать: «Какая судьба меня ждет? Я пришел, чтобы удовлетворить санньяси. Поступая так, я совершаю оскорбление. Что меня ждет?»

#00:21:58#

И Махапрабху с каждым днем слабел, Он был истощен. Известия об этом дошли до Рамачандры Пури: «Ты видел муравьев, но состояние этого ашрама сейчас такое-то и такое. Они строго следуют твоему совету и сейчас находятся в таком состоянии». К Рамачандре Пури приходили люди один за другим. В конце концов Рамачандра Пури пришел к Махапрабху и сказал Ему: «О, Ты стал так истощен. Подобный аскетизм также не подобает санньяси». Он процитировал стих Гиты: «Йукта̄ха̄ра-виха̄расйа[4] — без пищи ты будешь истощен, как же Ты сумеешь совершать бхаджан?» И ушел. Махапрабху выразил ему почтение должным образом и хранил молчание.

#00:23:34#

Рамачандра Пури ушел, тогда Парамананда Пури — духовный брат Рамачандры Пури — заметил: «Этот человек такого характера, с какой стати Ты обращаешь внимание на его слова? Его слова не представляют никакой ценности, он не знает, каково Твое положение, он не знает кто Ты, и он осмелился давать Тебе подобные высокомерные советы! Пожалуйста, не следуй ему — а иначе нам конец, мы все столкнемся с великим бедствием. Несправедливо, чтобы Ты вел Себя по отношению к нам таким образом». Тогда Махапрабху, прислушавшись к его словам, велел, чтобы Ему подавали прасадам ценой в две пайсы.

#00:24:45#

Ишвара Пури, Парамананда Пури и Рамачандра Пури происходили из одного источника — Мадхавендра Пури. Мадхавендра Пури рассматривается как анкура (росток) гаудия-вайшнавизма, гаудия-вайшнавской веры. Санньяси, который обрел искру божественной любви Вриндавана, в сердце которого возникла эта искра, и он проявил соответствующие симптомы. В целом начиная с него, прослеживается история школы гаудия-вайшнавизма. В Мадхвачарье мы не находим [этой божественной любви] — Мадхвачарье, который получил санньясу непосредственно от Ведавьяса. Мы слышали, что он встретил Ведавьяса в Бадарикашраме, но мы не находим в произведениях Мадхвачарьи должной оценки вриндаванлиле. Трансцендентное явление такой природы — Он Самодержец. Когда Его милость нисходит, куда она нисходит и как — трудно проследить это, только удачливые способны увидеть, распознать.

[Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари]

#00:26:40#

Они в растерянности, изумлены. Рамануджасампрадайя считает, что Лакшми-Нараяна-упасана (поклонение Лакшми-Нараяне) — высочайшее явление.

Отец Гопалы Бхатты Госвами — Венката Бхатта, в доме которого Махапрабху провел четыре месяца, в Шрирангаме во время Чатурмасьи. Махапрабху одарил милостью Венкату Бхатту, объясняя ему, каким образом Кришнаупасана (сознание Кришны) выше сознания Вайкунтхи (или сознания Лакшми-Нараяны). Махапрабху поинтересовался у Венкаты Бхатты: почему Лакшми Деви стремится принять участие в раса-лиле Кришны? В Нараяне Она находит все, Она совершает очень интимное служение Нараяне. Если Нараяна полон, абсолютен, тогда у Лакшми Деви не должно быть стремления к чему бы то ни было еще. Она обрела вкус высочайшего явления, тогда почему мы узнаем из «Бхагаватам» о Ее стремлении к раса-лиле? И, несмотря на совершаемые аскезы, Она не получила доступ. Она совершала аскезы с этой целью, но не была допущена. Почему?

#00:28:57#

С другой стороны, мы видим: гопи, встречая Нараяну или даже Кришну в образе Нараяны, выражают Ему естественное почтение и молят: «Пожалуйста, благослови нас с тем, чтобы мы могли обрести милость Кришны! Наши сердца привязаны, стремятся только лишь к Нему!» Такова их молитва, они не очарованы Нараяной. Так Махапрабху изменял веру Венкаты Бхатты, направляя ее в сторону Кришны.

#00:29:50#

кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам[5]

Расо-вайсах. Раса — качество и величина, объем этой расы, превосходящая [сознание Нараяны], — присутствует в сознании Кришны, тогда как в сампрадайях Рамануджи и Мадхвачарьи присутствует теистическая концепция в целом.

#00:30:29#

Юдхиштхира сказал: «Мы — Кауравы и Пандавы — единое целое, мы сто пять братьев. (Дурьйодхана и остальные были побеждены в Каймаване или где-то еще гандхарвами.) Сто и пять, сто пять братьев. В битве с внешними врагами мы были вместе, стояли заодно, но когда речь идет о нашем конфликте, противостоянии, то вас — сто, а нас — пятеро». Таково также и наше положение.

#00:31:26#

Понять враджарасу, расо-вайсах — тот тип, интенсивность расы, качество и количество расы — это следует принимать во внимание, учитывать. Особенно качество. Мы должны продать наши головы божественным стопам браджабаси — обитателем Вриндавана. Свами Махарадж говорил: «Мой дом во Вриндаване». Вриндаван. И мы продали нашу перспективу, наша перспектива — там. Мы должны смиренно различать этих великих личностей, пионеров и проповедников вайшнавской веры, вайшнавизма, чид-виласа. Их спиритуализм, духовность, не есть некий духовный ноль, не сводится к этому. Речь идет о духовной материи, но эта духовная субстанция, духовная материя динамична, речь идет дифференцированном, наделенном качествами бытии, измерении, мире.

Харе Кришна.

#00:33:18#

Кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам, свайам-рупа, затем пракаша и виласа — две категории, и вновь дальнейшее деление: прабхава и вайбхава. Прабхава-пракаш, прабхава-вилас; вайбхава-пракаш и вайбхава-вилас — таким образом, присутствует дифференциация. Вриндаван, Матхура и Дварака. Мула-санкаршана, ади-чатур-вьюха — таким образом, эта дифференциация представлена, соответственно расе. Раса.

Харе Кришна.

#00:34:19#

Раса является золотом, золотым запасом, критерием. Существуют многочисленные стадии, подобные банкнотам той или иной валюты, а раса подобна золотому запасу страны, который подтверждает ценность этой валюты. Качество и количество расы — все эти вещи должны быть проанализированы и поняты, все присутствует там — сат-чит-ананда, сундарам, гармония, красота, экстаз, похожие явления, очарование, према. Это высочайшая субстанция, которая когда-либо была найдена, обнаружена в любом сознании, которая когда-либо отражалась в сознании как таковом. Браджа-раса превосходит все, мы поймем это, если проанализируем природу этого явления.

Харе Кришна.

#00:35:41#

Мы — слуги. Мы проданы, мы отдали, вручили себя такого рода опыту, божественному, трансцендентному, как мы можем назвать его. Мы не испытываем очарования любыми иными измерениями, любыми иными играми, только лишь измерением и играми Вриндавана. И в то же время мы питаем веру и (больше того) не только это: мы преданы авторитету, который способен привести нас к этому положению, туда, где мы можем найти это явление. Если мы посмотрим более внимательным взором, то мы увидим: эта раса Браджа присутствует также в Навадвипе, иным образом. Если мы сумеем увидеть глазами Рамананда Рая и Сварупы Дамодара и посмотрим на Навадвипу, то мы увидим, что браджалила присутствует здесь, в Навадвипе. Нечто столь дорогое, ценное, бесценное, это «Нечто», это Явление по Своему Собственному желанию раздает Себя здесь, эта раса.

#00:37:31#

Эта раса насколько чудесна здесь! Наша судьба должна быть связана с божественными стопами посредника Кришны-инкогнито, в ином обличии. Радха и Говинда пришли инкогнито, [буквально] переодетые, чтобы раздавать Себя в ином обличии падшим душам. И наша истинная удача может быть найдена, прослежена, увидена здесь. Мы должны купить билет сюда [в Навадвипу], и автоматически мы увидим, что мы находимся там [во Вриндаване]. Если мы будем обращаться к Ним напрямую, то нам будет трудно войти, но если мы обратим внимание сюда, то мы обретем и то, и другое — и Навадвип, и Вриндаван.

#00:38:45#

Мы увидим, что одни спутники Господа привязаны к этой стороне, к Навадвипу (гауралиле), другие в большей степени привязаны к Вриндавану (кришналиле). И есть те, кто испытывает равную привязанность к обеим сторонам. Подобно тому как в кришналиле нам говорят: одни больше склонны к Радхике, другие больше склонны, привязаны к Кришне, и есть третья группа, представителей которой интересуют в равной мере обе стороны. В гауралиле мы видим: Нарахари Саракара и другие — тех, кто больше привязан к кришналиле; мы видим других, испытывающих больший вкус в отношении гауралилы.

[Харе Кришна, Харе Кришна]

Васу Гхош и другие говорят: «Мы не сумели бы жить, если бы гауралила не пришла в бытие, не существовала бы».

[Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол]

#00:40:38#

Когда Мадхавендра Пури пришел во Вриндаван, он обходил Говардхан. Ему приснился сон в тот период, Говиндадев пришел к нему во сне.

Вначале произошло следующее: однажды он сидел на берегу Говинда-кунды и думал, размышлял о вриндаванлиле. У него было следующее обыкновение: он никогда не просил у людей милостыню, но исключительно принимал то, что люди приносили ему добровольно, давали ему сами. И вот однажды он постился и ждал, сидел на берегу Говинда-кунды. Из-за холма в лесу иногда приходили женщины, чтобы набрать воды из озера. И в тот день пришел Сам Кришна в образе мальчика-пастуха и предложил Мадхавендре Пури молоко в глиняном сосуде. «Почему ты постишься? — спросил этот пастух. — Почему ты не просишь милостыню? Приходили женщины, они набирали в кунде воду, и они послали, — сказал мальчик, — тебе это молоко, чуть-чуть молока. Эти женщины догадались по твоему лицу, что ты на протяжении всего дня постился. Это молоко было послано ими, выпей его».

#00:43:12#

Мадхавендра Пури выпил молоко, и он был в высшей степени очарован естественной красотой этого мальчика, он не в силах был его забыть, изгнать его из своего ума. Он заснул, ему приснился сон, в котором тот самый мальчик предстал перед ним и сказал: «Мадхавендра Пури! Я жду тебя уже давно, Я нахожусь неподалеку в лесу, там Я покрыт кустами и так далее. Недавно из-за страхом перед мусульманами некие преданные, для того чтобы спасти Меня от уничтожения, поместили Меня сюда, в джунгли, и ушли. И Я ждал того часа, когда явится Мадхавендра Пури, Мой преданный, найдет Меня, установит и позаботится о Моей пудже — поклонении, служении Мне». Кришна объяснил, где Его искать (во сне), и рано утром Мадхавендра Пури проснулся и отправился прямо к местным жителям. С их помощью они прорубили тропинку в джунглях, нашли то самое место и обнаружили виграху (Божество), скрытое зарослями, Божество Гопала. Мадхавендра Пури установил это Божество там, и этому Божеству в наши дни продолжают поклоняться.

#00:45:45#

Махапрабху имел даршан этого Гопала, Рупа и Санатана также питали большое почтение к Гопалу, но позже, когда Валлабхачарья, который стал преданным Махапрабху и был почитаем последователями Махапрабху, такими как Рупа и Санатана, когда Валлабхачарья покинул этот мир, то его сыновья — Витхалачарья и другие — были очень опечалены уходом своего достопочтенного отца. Рупа и Санатана доверили Витхалачарье и его братьям поклонение Гопалу, сказав: «Позаботьтесь о служении Гопалу». И с тех пор Гопалу служат в линии валлабхасампрадайи. В наши дни это Божество, говорят, пребывает в Натхадваре, этот Гопал.

#00:47:08#

Таким образом, Мадхавендра установил первоначально там это поклонение, и однажды этот Гопал еще раз пришел к нему во сне и попросил его о чандане, о сандаловой пасте из Джаганнатха. Он объяснил: «Долгое время Я был практически похоронен в джунглях и поэтому испытываю зуд, чесотку во всем теле. И для того чтобы устранить этот зуд, ты должен умастить Мое тело сандаловой пастой».

Кхира-чора — также другие игры произошли. В конце концов, Мадхавендра Пури пришел во Вриндаван, и Гопал принял его в качестве слуги. Подобную историю мы слышали.

#00:48:18#

Гопал обращался с Мадхавендрой Пури как с близким, дорогим другом. И его собственная шлока, которая была произнесена незадолго до того, как он покинул этот мир, эта шлока свидетельствует о пробуждении его сердца в связи с Гопалом, внутреннем пробуждении. Процесс, посредством которого преданный способен достичь бхакти высшей природы, говорится, — крипа-сиддха. Крипа-сиддха означает милость, которая безо всякой причины приходит к преданному свыше. Мы видим, Мадхавендра Пури не имел связи с Гуру в этой линии, но его позиция и его прошлое сукрити были такого рода, что Сам Гопал пришел к нему и молил его о служении, и автоматически в нем были пробуждены соответствующие параферналии, необходимые для служения Гопалу. Личности Мадхавендры давал высокую оценку Махапрабху и другие.

Естественный дар от Гопала из Вриндавана мы находим, видим в нем. Невозможно увидеть это явление, проследить его посредством гурупарампары, поэтому речь идет о таком явлении, как крипа-сиддха.

[Гаура-Харибол, Гаура-Харибол]


[1] «О мой Господь! Самый милостивый учитель! Властитель Матхуры! Когда же я снова увижу Тебя? Мое взволнованное сердце пришло в беспокойство. Возлюбленный мой, что мне делать?» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.197; Антья-лила, 8.34).

[2] кинту тома̄ра према декхи’ мане анума̄ни / ма̄дхавендра-пурӣра ‘самбандха’ дхара — джа̄ни — «Судя по Твоей экстатической любви к Кришне, Ты как-то связан с Мадхавендрой Пури» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.172).

[3] ӣш́вара-пурӣ госа̄н̃и каре ш́рӣпа̄да-севана / свахасте карена мала-мӯтра̄ди ма̄рджана — «Госани Ишвара Пури [духовный учитель Шри Чайтаньи Махапрабху] служил Мадхавендре Пури. Он лично омывал его тело от кала и мочи и ухаживал за ним» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 8.28).

[4] йукта̄ха̄ра-виха̄расйа йукта-чеш̣т̣асйа кармасу / йукта-свапна̄вабодхасйа його бхавати дух̣кха-ха̄ — «Тот же, кто соблюдает режим приема пищи, сна, работы и отдыха, тот практикой йоги побеждает страдания» (Бхагавад-гита, 6.17).

[5] эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣, кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам / индра̄ри-вйа̄кулам̇ локам̇, мр̣д̣айанти йуге йуге — «Перечисленные воплощения являются либо полными, либо частичными отражениями Господа, однако Шри Кришна — есть Господь Бог в изначальном облике. В разные эпохи Он принимает разные облики и нисходит в разные сферы вселенной, чтобы защитить верующих и обуздать тех, кто не признает Бога («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28).

Запись опубликована в рубрике 63. Жизнь и откровения святых вайшнавов с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.