Скачать:
- аудиозапись в MP3 (10 мин. 07 сек., 10,3 МБ)
- транскрипцию в RTF (131 КБ)
- транскрипцию в PDF (175 КБ)
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Преданный: Мы говорили вчера с преданными, и у нас возникло сомнение, поскольку некоторые преданные в большей степени чувствуют: Шрила Прабхупада подчеркивал в обращении к нам самбандху и абхидею. И мы чувствуем, что вы открываете двери прайоджаны. Поэтому зашел разговор о том, что вас можно рассматривать (некоторые из нас рассматривают) как прайоджана-ачарью. Будет ли такое понимание правильным? Похоже, что вы демонстрируете нам высочайшее явление.
#00:00:57#
Шрила Шридхар Махарадж: Говоря объективно, беспристрастно, так можно сказать, так можно увидеть.
парокш̣а-ва̄до ведо ‘йам̇
ба̄ла̄на̄м ануш́а̄санам[1]
Бхактивинод Тхакур написал где-то, в одном из своих произведений: Веды — истина откровения, и тот, кто передал эту истину откровения, те, кто передавали, кто увидели эту истину, они усвоили, принимали определенную тактику в передаче этого знания, определенную политику [буквально]. Парокш̣а-ва̄до. Они рекомендуют делать что-то, но с пониманием того, что это часть истины. Если человек будет следовать этим наставлениям, то он достигает следующего уровня, где ему говорят: нет, есть нечто большее, иди дальше. Подобная тактика, политика была принята этими мудрецами.
#00:02:11#
парокш̣а-ва̄до ведо ‘йам̇ ба̄ла̄на̄м ануш́а̄санам
Когда речь идет о начинающих, то этим начинающим вся полнота истины не может быть открыта, потому что она собьет их с толку, поэтому поэтапно, последовательно истина открывается. Такой процесс принимается и практикуется — передача истины откровения носит такой характер.
#00:02:47#
на буддхи-бхедам̇ джанайед
аджн̃а̄на̄м̇ карма-сан̇гина̄м[2]
нийатам̇ куру карма твам̇[3]
Затем, когда человек, скажем, обучился карме, прошел этот этап, он переходит к стадии гьяны. Когда он исчерпал гьяну, тогда он может перейти к бхакти, к преме. Поэтапно, последовательно — процесс таков. И существует другой, прямой путь: ачарьи бхакти с самого начала говорят о бхакти — это тоже путь, но на этом пути есть свои этапы. Последовательно, поэтапно — такое развитие.
#00:03:33#
Поэтому Свами Махарадж попросил меня позаботиться о вас. Он сказал: «Я приношу тебе полуфабрикаты, сырые материалы. Ты, пожалуйста, доведи их до совершенства». Или как Ачьютананде он сказал: «Если я открою тебе то, о чем я говорил со Шридхаром Махараджем, ты потеряешь сознание». То есть твоя способность понимания подобных реалий, он имел в виду, — нулевая, ты не сумеешь понять. В этом смысле он сказал «ты потеряешь сознание». В этом измерении (даже если твое сознание его достигнет) ты не получишь никакого представления о том, что там происходит. В этом смысле потеряешь сознание. Поэтому речь идет об этапах, последовательности. Свами Махарадж говорит: «Мой Гуру — Радхарани».
#00:04:35#
И также санньяса. Радха-дасья. Гопи-бхава-(?). В санньясе речь идет о том, чтобы принять прибежище, пристанище в служении гопи, смысл санньясы таков. Мадхура-раса кришнайа сваха — мы должны бросить себя, швырнуть в океан экстаза, который представляет Кришна. Когда мы приняли санньяса-мантру, мы должны отдать, вручить себя служению гопи, найти, обрести пристанище в этом служении. Санньяса-мантра такова, гуру—парампара такова. Все это — от начала и до конца — мадхура-раса. Это общее направление, путь, но те, у кого нет такого внутреннего вкуса…
#00:05:49#
Свами Махарадж давал, скорее, образование общего характера, он не затрагивал, не углублялся в эти реалии. Он давал в целом духовное образование широким массам. Хотя путь начертан, но в то же время необходимо начальное обучение. Но в исключительных случаях есть те, кто могут превзойти этот начальный уровень и пойти дальше в том самом указанном направлении.
#00:06:41#
Есть образование начальное, есть среднее, есть высшее образование, и есть аспирантура. Когда речь идет об аспирантуре, то принцип таков: по мере возрастания качества количество людей, имеющих доступ к этому явлению, уменьшается, коннотация и денотация.
Преданный: Махарадж, мы считаем, что вы нас учите тому, как совершать рагануга-бхакти, тогда как Шрила Прабхупада…
Шрила Шридхар Махарадж: Это явление предстает нашему взору, но я делаю его более отчетливым. Это явление — это наша цель, оно над нашей головой.
#00:07:27#
пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге[4]
Наша высочайшая цель — рагануга-бхакти, но, держа в поле зрения эту цель, мы работаем, действуем в этом мире. Пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге. Это лозунг, девиз нашего Гуру Махараджа, это явление — рага-марга — собственность нашего Гуру, мы служим этому Гуру. Мы должны сознавать этот факт, что истинное богатство такой природы принадлежит моему Гуру. Рагануга-бхакти — это наша цель, но я лично недостоин, непригоден. Я могу лишь служить тем, кто обладает рагануга-бхакти, и у меня есть надежда на то, что однажды я достигну этого стандарта — такой должна быть наша позиция. Если же мы считаем, что мы достойны, мы пригодны, квалифицированы, то это — дисквалификация, отсутствие истинных качеств.
#00:08:54#
на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау[5]
Махапрабху говорит: «У Меня нет и капли божественной любви к Кришне — речь идет о Безграничном. Мои попытки постыдны, жалки, искусственны». Он винит Себя таким образом. Но в то же время рагануга-бхакти наполняет Его целиком и полностью, пленяет Его без остатка.
Преданный: А рагануга-бхакти находится на том же уровне, что и према?
Преданный: Тот же уровень?
Шрила Шридхар Махарадж: Да, да.
Преданный: То есть это абсолютно чистое явление?
Шрила Шридхар Махарадж: Это — самая суть премы, жизнь премы. Внутреннее непреодолимое влечение к Кришне, служению Кришне, спонтанное, не связанное с каким-либо расчетом, соображениями потери и приобретения.
[1]↑ парокш̣а-ва̄до ведо ‘йам̇ ба̄ла̄на̄м ануш́а̄санам / карма-мокш̣а̄йа карма̄н̣и видхатте хй агадам̇ йатха̄ — «Подобные детям, глупцы привязаны к материальной, кармической деятельности, хотя истинная цель жизни заключается как раз в том, чтобы освободиться от нее. Поэтому ведические предписания косвенно приводят на путь конечного освобождения, сначала рекомендуя кармическую деятельность, также как отец обещает ребенку конфету, чтобы тот принял лекарство» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.44).
[2]↑ на буддхи-бхедам̇ джанайед аджн̃а̄на̄м̇ карма-сан̇гина̄м / йоджайет сарва-карма̄н̣и видва̄н йуктах̣ сама̄чаран — «Мудрецы не должны смущать людей, привязанных к плодам своего труда, и внушать им пренебрежение к деятельности. Более того, они должны собственным примером наставлять их в духовной практике, ведущей к освобождению от мирских привязанностей» (Бхагавад-гита, 3.26).
[3]↑ нийатам̇ куру карма твам̇, карма джйа̄йо хй акарман̣ах̣ / ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те, на прасиддхйед акарман̣ах̣ — «Исполняй предписанный тебе долг, ибо это лучше бездействия. Ведь без труда невозможно даже поддерживать свое физическое тело» (Бхагавад-гита, 3.8).
[4]↑ ма̄тала хариджана кӣрттана ран̇ге / пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге — «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур).
[5]↑ на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау, кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум / вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄, бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н вр̣тха̄ — Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: «В Моем сердце нет и следа любви к Богу. Я рыдаю от разлуки, только чтобы выставить напоказ Свою необычайную удачу, хотя в действительности, не видя очаровательного лица Кришны, Я живу бесцельно, словно букашка» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45).