343. 1981.08.30.B1. Четыре вида намабхасы

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Преданный: Вы говорили о четырех типах намабхасы

Шрила Шридхар Махарадж:

Санкета [намек], парихаса [шутка], стобха [насмешка], хелана [оскорбление, пренебрежение]

Санкета — когда мы имеем дело с каким-то одним явлением, и другое явление проистекает из этого первого. Мы как будто бы обозначаем одно явление, но истинный смысл связан с другой реалией, нечто в этом роде, санкета. Это известный случай Аджамилы — намабхаса такого типа. Аджамила призывал своего младшего сына.

#00:01:06#

Аджамила находился в полубессознательном состоянии, в состоянии комы. Внезапно он увидел образы, фигуры опасные и устрашающие. Эти личности, эти существа набросили на него веревку (или петлю) и стали тащить его. Внезапно он открыл глаза и увидел (все это было в ментальном видении)… Он вспомнил, что незадолго до этого, его младший сын Нараяна играл. Его внимание в первую очередь обратилось на сына: «Он может прийти, — подумал Аджамила, — и спасти меня от этих устрашающих существ». Но тотчас же он подумал: «Но что этот маленький мальчик сумеет поделать с этими чудовищными существами?» — он вспомнил имя Нараяны и призвал это Имя, этот звук. Этот звук связался с Господом Нараяной, и Нараяна пришел к нему на помощь.

#00:02:46#

Он вспомнил своего сына Нараяну, поскольку он не мог справиться с этими устрашающими личностями, и это памятование привело его к Нараяне. Как только его сердце коснулось стоп Нараяны (этот звук «Нараяна», в котором подразумевается Господь Нараяна), как только это произошло, четыре личности снизошли, спустились, паршады — четыре дева-дута, или вайкунтха-дутадута» означает «вестник, гонец, посланник»). Эти личности явились, их внешность была очень чарующей и внушающей трепет, благоговение.

#00:04:00#

Как только эти четверо низошли, атмосфера изменилась от страха, ужаса к умиротворенности, умиротворению. Они бросили вызов тем трем представителям Ямараджа. «Почему вы здесь?» — спросили они. «Смертный час Аджамилы приближается, а этот человек был великим грешником, и мы пришли, чтобы забрать его к нашему владыке, с тем чтобы он мог получить должное наказание в царстве мертвых. Что скажете?» — «Разве вы не слышали, — ответили им на это вишнудуты (вайкунтха-дуты), — как он произнес Имя Нараяны?» — «Да, мы слышали: он призывал Имя Нараяны, какое это имеет значение? Великое бремя греха лежит на нем, вся его жизнь прожита подобным образом, и грехи серьезные, нешуточные грехи. И то, что он призвал единожды «Нараяна», какое это имеет значение?»

#00:05:33#

«О вы, друзья, не знаете шастру». — «Как не знаем? Знаем. Мы знаем, что такое дхарма: То, что описано в Ведах, то, что мы должны принять, усвоить. Это дхарма». — «Хорошо, в таком случае разве вы не видели следующего утверждения: тот, кто единожды произносит имя Нараяны, спасается, избавляется от грехов всей своей предыдущей жизни?» — «Нет, это нам не известно». Таким образом, своего рода словестная перепалка возникла, она не прекращалась, и тоном приказа вайкунтха-дуты заявили: «Ступайте к своему владыке и сообщите ему о том, что этот человек произнес слово «Нараяна», так или иначе, поэтому его юрисдикция изменилась. Тот малый грех, который он мог совершить (о каких бы грехах не шла речь), юрисдикция уже иная, и теперь он вне юрисдикции вашего владыки, он вне зоны карма-канды. Вам все это неизвестно, он не предстанет перед судом Ямараджа».

#00:07:16#

Посланники Ямараджа ушли, рассказали своему владыке [о происшедшем], и тот согласился с мнением вайкунтха-дутов. Но подобные случаи — исключение, они крайне редки. Эти случаи, скорее, призваны научить нас. Ямарадж им сказал: «Такие случаи редки, и этот тот самый редкий случай, он призван научить вас. В будущем, если вы встретитесь с подобным, то предлагайте намаскар (почтение) такой личности, призывающей имя Всевышнего». Когда ямадуты, повинуясь воле своего владыки ушли, то вишнудуты также ушли, и Аджамила остался один.

#00:08:13#

Он подумал: «В чем дело? Как это все понимать? Я был сыном брамина, я следовал различным священным практикам, но внезапно мой ум пал, я отклонился от истинного пути и стал распутником. Долгое время я совершал многочисленные оскорбления, грехи, преступления, которым нет числа. Сейчас в мои последние дни, минуты, я смог вспомнить Нараяну, и какое великое чудо случилось! Нараяна есть, религия есть, преданность есть, все это реально и больше я не собираюсь вести прежнюю жизнь!» Тот час же Аджамила направился прямо в Харидвар. Ничего не сказав своим родственникам, он отправился прямо в Харидвар и там начал призывать: «Нараяна, Нараяна!»

#00:09:42#

Эмансипация, освобождение… Только благодаря такого рода [упоминания] Имени Нараяны (намабхаса), все греховные тенденции былой жизни ушли, но при этом отсутствовала занятость, вовлеченность в служение Вайкунтхе. На бхакти, но просто лишь мукти, освобождение. Освобождение от негативной стороны, но не позитивная заслуга, которая могла бы привести его во внутреннее измерение Вайкунтхи. Он отправился в Харидвар и стал там призывать Имя Нараяны, а когда пришло время, то эти четыре личности — вишнудуты — явились за ним на колеснице и забрали его туда, на Вайкунтху. Об этом рассказывается в «Бхагаватам».

#00:10:43#

Таким образом, эта разновидность намабхасы — санкета. Сын был причиной его интенсивного эмоционального состояния, и в результате этого произошел переход к концепции Вайкунтхи, Нараяны. Это санкета, и плод — освобождение, мукти, не бхакти, не севапрапти (не [получение] служения). Человек лишен вовлеченности в служение, но лишь мукти — освобождение, отстраненность от негативной стороны, от стремления, тенденции эксплуатировать природу, спасение, санкета.

#00:11:24#

Парихаса. В этой связи я должен сказать следующее: нет гарантии, что наше повторение, призыв Святого Имени порождает намабхас, иногда может быть так, иногда может не быть, это зависит от сладостной воли Господа. Мы можем встретить Его на нашем пути, а можем и не встретить.

Парихаса означает «забавляться, подшучивать над кем-то или высмеивать кого-то, смеясь, шутя». Скажем, человек идет по дороге и повторяет «Харе Кришна», его встречает другой джентльмен, который отпускает подобное юмористическое замечание в его адрес, говоря: «О, ты великий преданный! С каких это пор ты стал великим преданным и бесконечно повторяешь «Харе Кришна, Харе Кришна»?». Этот джентльмен не повторяет, не призывает Имя в силу некоей внутренней потребности, но просто, подшучивая над приятелем, говорит: «О, ты великий преданный, я вижу ты все время повторяешь «Харе Кришна»!». Санкета, парихаса.

#00:13:40#

Стобха означает «пародия или карикатура, карикатурное произношения». Вместо «Харе Кришна» говорить «Харе Крисьна», искажать звук, [говорит со Шрилой Говиндой Махараджем на бенгали] крайне пренебрежительно имитировать, искажая форму, коверкая, имитировать преданного, кривляться.

#00:13:59#

Хелана. Смысл таков: в музыке мы можем использовать «Гаура-Нитай, Гаура-Нитай» для того, чтобы отбивать ритм, допустим, на барабане. Мы можем повторять «Гоура-Нитай, Гоура-Нитай». И также не внимательное повторение, но по привычке. Скажем, зевая, человек утром протирает глаза. Встает с постели, потягиваясь и зевая, говорит: «Харе Кришна, Харе Кришна», не в духе преданности, не внимательно, но спонтанно, автоматически, без всякого внимания, интуитивное, рефлективное действие. Это хелана. Также временами призывать Имя с ненавистью, с духом презрения. Подобный пример приводится: Некий мусульманин спасался бегством от кабана, и внезапно стал кричать: «Харам, харам!». «Харам» означает «кабан, вепрь, свинья». Как это называется по-английски?

Преданный: Да-да, и то и другое: и свинья, и кабан, и вепрь.

#00:15:54#

Шрила Шридхар Махарадж: «Харам, харам!» Ха означает иногда вокатив, звательный падеж, Рам — означает Рамачандра. «Харам» на том языке, на котором говорил этот человек, означает «свинья, кабан», но если разделить эти строки, получится Ха-Рама (О, Рама!) — обращение, призыв к Раме. Хотя в духе страха (он спасался бегством, он был напуган этим кабаном) некий явана, мусульманин произнес [эти слова], но это был намабхас. Многие говорят «харам, харам», не всегда это намабхас, в редких случаях, но это был тот самый случай, когда в ужасе мусульманин, спасаясь бегством, произнес «Ха-Рам!» и достиг освобождения. Этот эпизод описан в Пуранах, некий свидетель, очевидец этого происшествия записал его. Спасаясь от дикого кабана, человек произнес «Ха-Рам!» и обрел освобождение. Санкета, парихаса, стобха и хелана.

#00:17:42#

мадхура-мадхурам-этан-ман̇галам̇-ман̇гала̄на̄м̇
сакала-нигама-валлӣ-сат-пхалам̇ чит-сварӯпам̇
сакр̣д апи паригӣтам̇ ш́раддхайа̄ хелайа̄ ва̄
[брхр̣гу-вара нара-ма̄трам̇ та̄райет кр̣ш̣н̣а-на̄ма][1]

Либо с верой, либо равнодушно может быть произнесено [Святое Имя]. В таких иногда человек может воспользоваться преимуществом намабхаса и достичь освобождения. Намабхас-мукти может обрубить нашу связь с негативной стороной, может дать паспорт, но не визу. Позволение войти, вступить в царство как таковое — это право закреплено, зарезервировано за агентами Вайкунтхи, за посредниками, садху. Дать визу — это их прерогатива, но намабхаса такова. Стобха, хеланаНамабхаса четырех типов. Харе Кришна.

#00:19:17#

са̄н̇кетйам̇ па̄риха̄сйам̇ ва̄,
стобхам̇ хеланам эва ва̄
ваикун̣т̣ха-на̄ма-грахан̣ам,
аш́еш̣а̄гха-харам̇ видух[2]

Так или иначе, должна присутствовать связь с Вайкунтхой, ниргуна. Это «нечто» должно быть связано с безграничным, находиться в релятивности безграничного. Если какая-либо связь с этим бренным миром присутствует, то это апарадха. Любое достижение, любое стремление, связанное с этим бренным миром, землей эксплуатации — апарадха. Ваикун̣т̣ха-на̄ма-грахан̣ам аш́еш̣а̄гха — должна присутствовать связь с Вайкунтхой, безграничным, ниргуной, определенная связь, так или иначе, должна прийти. [Если произойдет] соприкосновение с измерением ниргуна, тогда эффектом будет освобождение, в противном случае — апарадха, нама-апарадха.

#00:20:55#

ваикун̣т̣ха-на̄ма-грахан̣ам,
аш́еш̣а̄гха-харам̇ видух

А затем — шуддха-нама.

на̄мно ’сйа йа̄ватӣ ш́актих̣ па̄па-нирхаран̣е харех̣
та̄ват карттум̇ на ш́акноти па̄такам̇ па̄такӣ джанах[3]

Избавиться от негативной стороны, вовлеченности, порабощенности — это ничто, но обрести вкус к Вайкунтха-наму…

аш́еш̣а̄гха-харам̇ видух…

на̄мно ’сйа йа̄ватӣ ш́актих̣ па̄па-нирхаран̣е харех̣
та̄ват карттум̇ на ш́акноти па̄такам̇ па̄такӣ джанах

#00:21:38#

Одного имени Вайкунтхи, Вайкунтха-нама, достаточно, чтобы избавить человека от того количества, объема греха, который он даже не в состоянии совершить. По мановению ока Вайкунтха-нам способен избавить человека от всего очарования этим греховным миром, от мира эксплуатации, мира дать и брать. Имеется в виду выживать за счет других, наслаждаться, беря взаймы у смерти. Наслаждаться, беря взаймы у смерти, — такова природа этого мира, жизнь в долг. аш́еш̣а̄гха-харам̇ видух…

[Харе Кришна, Харе Кришна.]

#00:22:37#

[возможно, имеется в виду этот стих:]

харида̄са кахена, — на̄мера эи дуи пхала найа
на̄мера пхале кр̣ш̣н̣а-паде према упаджайа[4]

кот̣и-джанме брахма-джн̃а̄не йеи ‘мукти’ найа
эи кахе, — на̄ма̄бха̄се сеи ‘мукти’ хайа[5]

Один брамин смеется, подсмеивается над Харидасом Тхакуром. Харидас Тхакур сказал: «Благодаря истинному призыву Имени можно обрести бхакти, служение в измерении Вайкунтхи, а благодаря не чистому Имени, но лишь благодаря намабхасу, человек может достичь мукти». Юноше-брамину не понравилась эта идея, он заявил: «Что утверждает этот человек? Мукти — это столь высокое явление, кот̣и-джанме брахма-джн̃а̄не, брахма-гьяна, брахмасми, таттвам-аси (я есть Брахман). Если на протяжении миллионов жизней следовать этой формуле (я — Брахман), то даже тогда вряд ли можно достичь освобождения. А этот человек утверждает, что лишь благодаря намабхасу можно обрести мукти».

#00:25:04#

Но в шастре написано: «Тот, кто наделен знаниями писаний…»

эи ш́локера артха кара пан̣д̣итера ган̣а“[6]

Харидас Тхакур процитировал одну шлоку[7] и попытался подтвердить, подкрепить свою точку зрения. Этот юноша-брамин (его звали Гопал, возможно) вышел из себя, пришел в бешенство и обрушился на Харидаса Тхакура, и Харидас Тхакур ушел, а на этого юношу обрушилось ужасное проклятие, в силу его оскорбления он был проклят, и через несколько дней его поразила проказа, поскольку он оскорбил шуддха-бхакту Харидаса Тхакура. Такие описания присутствуют в «Чайтанья-Бхагавате», возможно.

#00:26:53#

Намабхас. Намабхас — легкая примесь, связь [буквально], очень отдаленная, смутная, туманная связь с Богом, с Его именем, Его полным великодушия, милосердия Именем может удалить, аннулировать все наши бесчисленные грехи. Это возможно. Столько велико [Святое Имя], а эти грехи столь жалкие, поэтому Господь говорит:

#00:27:36#

…ма̄м̇ эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те

даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄…[8]

«По сравнению с тобой (джива, душа) майя бесконечно могущественна. Ты не можешь сражаться с майей, вести прямой бой. Ма̄м̇ эва йе прападйанте — но если ты принимаешь пристанище, прибежище во Мне, если ты придешься Мне, то майя не сумеет ничего тебе сделать, майя будет бессильна против тебя».

#00:28:32#

Такого рода указание дано нам в Гите. «Приди ко Мне, и майя автоматически оставит тебя, уйдет: Я безграничен, она ограничена, Я бесконечен, она конечна. Молекула безграничного есть молекула бесконечности, безграничного. Твой истинный путь будет прийти ко Мне, а не начинать прямой бой с иллюзией — то будет пустая трата сил, худшая разновидность бессмысленного расходования энергии. Но если ты придешь ко Мне, если предашься Мне, то с минимальными энергетическими затратами, так сказать, ты сумеешь очень быстро избавиться от иллюзий, ложного понимания, ложных представлений и обрести подлинное представление».

#00:29:44#

«Если ты совершаешь малый прогресс в направлении подлинной концепции, подлинного представления, то ложное представление автоматически уходит, оно не может выстоять. Майя означает «ложное представление», а подлинное представление, подлинная концепция — во Мне, ӣш́а̄васйа[9]. Ӣш́а̄васйа — это сама суть, подлинное представление. Ӣш́а̄ва̄сйам идам̐ сарвам̇. Повсюду Мое присутствие, Я пребываю везде, Я все и вся. Я альфа и омега, Я твой Владыка, Я Владыка майи также. Поэтому малой толики подобного знания достаточно для того, чтобы избавиться от ложных представлений, от ложного опыта. Все это уходит очень легко».

[Харе Кришна, Харе Кришна, Гаура-Харибол, Нитай-Чайтанья]


[1] «Из всего, что есть сладкого, Святое Имя — наисладчайшее. Из всего, что есть благоприятного, Святое Имя самое благоприятное. Святое Имя Кришны есть вечный, полностью созревший духовный плод исполняющего желания древа ведической мудрости. О лучший из Бхригу, если кто-либо, даже один раз, полный веры или с чувством безразличия, но без оскорблений, произнесет Святое Имя Господа Шри Кришны, он немедленно освободится из плена материального существования» («Хари-бхакти-виласа», Прабхаса-кханда, 11.451; приводится в шестой главе «Джайва Дхармы»).

[2] «Даже если человек произнесет Святое Имя неосознанно, имея в виду что-либо другое, либо в шутку, в какой-нибудь песне или даже с пренебрежением, он тотчас сбросит с себя бремя бесчисленных грехов. Это единодушно признают все знатоки священных писаний» («Шримад-Бхагаватам», 6.2.14).

[3] Стих из «Брихад-Вишну-пураны», приводится также в «Бхаджана-рахасье» («Пратхама-йама садхана — Шраддха», стих 4) Шрилы Бхактивинода Тхакура: «Просто однажды повторив Святое Имя Господа Хари, греховный человек может противостоять реакциям большего количества грехов, чем он способен совершить».

[4] «Харидаса Тхакура возразил: «Оба из этих благословенных деяний не являются истинным результатом повторения Святого Имени. В действительности, повторение Святого Имени без оскорблений пробуждает экстатическую любовь к лотосным стопам Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 3.178).

[5] «После многих и многих миллионов рождений, человек, обладающий полным знанием об Абсолюте, не в силах достичь освобождения, а он [Харидас Тхакур] говорит, что можно освободиться, просто пробудившись от проблеска света Святого Имени» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 3.194).

[6] эи ш́локера артха кара пан̣д̣итера ган̣а“ / сабе кахе,— ‘туми каха артха-виваран̣а’ — «Прочитав этот стих, Харидас Тхакур сказал: «О сведущие знатоки, пожалуйста, объясните смысл этого стиха». Но собравшиеся ответили Харидасу: «Будет лучше, если ты объяснишь смысл этого важного стиха»» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 3.182).

[7] ам̇хах̣ сам̇харад акхилам̇ сакр̣д, удайа̄д эва сакала-локасйа / таран̣ир ива тимира-джаладхим̇, джайати джаган-ман̇галам̇ харер на̄ма — «Как восходящее солнце мгновенно рассеивает всю тьму мира, глубокую как океан, так и Святое Имя Господа, раз произнесенное без оскорблений, может рассеять все последствия греховной жизни живого существа. Вся слава Святому Имени Господа, которое несет благо всему миру» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 3.181. Стих из «Падьявали» (16)).

[8] «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Бхагавад-гита, 7.14).

[9] Ӣш́а̄ — Господь; васйа — контроль.
ӣш́а̄ва̄сйам идам̐ сарвам̇, йат кин̃ча джагатйа̄м̇ джагат / тена тйактена бхун̃джӣтха̄, ма̄ гр̣дхах̣ касйа свид дханам — Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит («Шри Ишопанишад», 1).

Запись опубликована в рубрике 19. Маха-мантра — Святое Имя с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.