Скачать:
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Госвами Махарадж: Стих «хридайена…» — то, что содержится в твоем сердце…
Шрила Шридхар Махарадж: В первой главе, когда он [Ману] начинает свою «Самхиту»:
асид идам тамо бхутам апрагйатам алакшанам
апратаркйам авигйейам прасуптам ива сарватах[1]
Это первая шлока. Затем, возможно, идет:
#00:00:27#
видвадбхих̣ севитах̣ садбхир нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣
хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то йо дхармас там̇ нибодхата[2]
Каково определение дхармы, нашего долга? Что должно быть определением нашего долга? Прежде всего, видвадбхих̣ — эмпирическое знание. Эмпирическое знание всегда вводит в заблуждение. Это частичное представление, ограниченное, оно не может дать представление о Целом, показать все с точки зрения Целого. Это все — ограниченное, частичное представление, каким бы обширным оно ни было, поэтому все эмпирическое знание отвергается [имеется в виду лишь истина откровения — знание, исходящее из Центра].
#00:01:23#
Если вы обладаете академическими познаниями, если вы обладаете этим знанием, то вас следует считать знающим (видья). Знание, которое принято теми, кто сведущий в [буквально] ведическом опыте, в линии Веды — видвадбхих̣ севитах̣ садбхир, — и то, что принято святыми, и каковы симптомы святых? Адвеш̣а ра̄гибхих̣ — люди, которые не испытывают ни апатии, ни симпатии, влечения, отвращения к мирским реалиям. Люди, не зависимые от этих трех явлений, являются подлинными святыми, и истина, которая принимается подобными святыми, — о ней идет речь. Садбхир нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣, хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то — и эта истина должна быть одобрена внутренним существом, сердцем [буквально]. Тогда можно принять некое явление в качестве дхармы или долга. Об этом говорится в «Ману-самхите».
[1]↑ «Этот [мир] неведомый, неопределимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой» (Ману-самхита, 1.5).
[2]↑ «Узнайте ту дхарму, которая одобрена сердцем, которой следуют ученые, добродетельные, свободные от ненависти и страстей» (Ману-самхита, 2.1).