537. 1983.11.13.A1. Что есть дхарма? Объяснение стиха 2.1 «Ману-самхиты»

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Госвами Махарадж: Стих «хридайена…» — то, что содержится в твоем сердце…

Шрила Шридхар Махарадж: В первой главе, когда он [Ману] начинает свою «Самхиту»:

асид идам тамо бхутам апрагйатам алакшанам
апратаркйам авигйейам прасуптам ива сарватах
[1]

Это первая шлока. Затем, возможно, идет:

#00:00:27#

видвадбхих̣ севитах̣ садбхир нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣
хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то йо дхармас там̇ нибодхата[2]

Каково определение дхармы, нашего долга? Что должно быть определением нашего долга? Прежде всего, видвадбхих̣ — эмпирическое знание. Эмпирическое знание всегда вводит в заблуждение. Это частичное представление, ограниченное, оно не может дать представление о Целом, показать все с точки зрения Целого. Это все — ограниченное, частичное представление, каким бы обширным оно ни было, поэтому все эмпирическое знание отвергается [имеется в виду лишь истина откровения — знание, исходящее из Центра].

#00:01:23#

Если вы обладаете академическими познаниями, если вы обладаете этим знанием, то вас следует считать знающим (видья). Знание, которое принято теми, кто сведущий в [буквально] ведическом опыте, в линии Веды — видвадбхих̣ севитах̣ садбхир, — и то, что принято святыми, и каковы симптомы святых? Адвеш̣а ра̄гибхих̣ — люди, которые не испытывают ни апатии, ни симпатии, влечения, отвращения к мирским реалиям. Люди, не зависимые от этих трех явлений, являются подлинными святыми, и истина, которая принимается подобными святыми, — о ней идет речь. Садбхир нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣, хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то — и эта истина должна быть одобрена внутренним существом, сердцем [буквально]. Тогда можно принять некое явление в качестве дхармы или долга. Об этом говорится в «Ману-самхите».


[1] «Этот [мир] неведомый, неопределимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой» (Ману-самхита, 1.5).

[2] «Узнайте ту дхарму, которая одобрена сердцем, которой следуют ученые, добродетельные, свободные от ненависти и страстей» (Ману-самхита, 2.1).

Запись опубликована в рубрике 33. Дхарма — учение о долге с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.