579. 1981.03.05.A2. Происхождение души

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Госвами Махарадж: На днях вы говорили о потенциальном состоянии джив в брахмаджйоти, в Брахмалоке. И также вы говорили о том, как кто-то вступает в духовный мир и пробуждает свою идентичность, его сознание было словно рассеянно, разбросано.

Шрила Шридхар Махарадж: Как-как?

Госвами Махарадж: Рассеянно, разбросанно. Он словно находился в безумии и не помнил свое духовное тождество…

Преданный: Подобно безумцу.

Шрила Шридхар Махарадж: Как?

Преданный: Подобно человеку, который бредит, сошел с ума.

Госвами Махарадж: В духовном мире, в Вайкунтхе (вы говорите) кто-то может словно забыть свое положение, его сознание словно отвлечено, он словно стал безумен до поры до времени. Как мы можем понять то обстоятельство, что джива исходит из Маха-таттвы? Из Брахмалоки они приходят в саюджья или сарупья, салокья

#00:01:32#

Шрила Шридхар Махарадж: Я сказал, что существуют две категории джив, приходящих в этот материальный мир. Одна категория — это те живые существа, которые уже пришли из Вайкунтхи, и их приход вызван потребностью, необходимостью нитья-лилы Кришны. Они приходят сюда — это часть лилы, потребность, необходимость, возникающая в ходе лилы. И другая категория — это те, кто из Брахма-локи. Баланс, эквилибриум, состояние эквилибриума нарушается каким-то образом, и начинается движение, движение в Брахма-локе.

#00:02:33#

Госвами Махарадж: Начинается движение в брахмаджйоти, да?

Шрила Шридхар Махарадж: Да, в брахмаджйоти. И затем благодаря влиянию этого движения свободная воля начинает свое действие, начинает двигаться [буквально]. Вначале — движение общего характера, акхара — то, что зовется «акхара» — становится «кхарой». Акшара-кшара, акхара-кхара начинается. Вначале то было нечто недифференцированное, и затем начинается дифференциация. В действительности есть измерение сознания. «Джйоти» означает «свет, свет сознания, имеющий природу сознания». Начинается дифференциация и движение в этом однородном нечто. И возникает (так сказать, «возникает») индивидуальное сознание. Вначале (так сказать, «вначале») отсутствие спецификации, затем возникает спецификация и, так сказать, «возникает» индивидуальное сознание.

#00:04:08#

Сознание наделено свободой воли, и в силу свободы выбора из буферного состояния, маргинального, пограничного положения они (эти живые существа, индивидуальности) могут принять ту или иную сторону. Две стороны: сторона эксплуатации и сторона жертвенности, преданности. Используя свою свободу воли, они начинают движение. И в результате мы видим: одни приходят в мир эксплуатации, другие приходят в мир преданности. Если мы проанализируем это явление пристально и глубоко, то мы увидим вещи в таком свете.

#00:05:00#

Ана̄ди-бахирмукха[1]. Анади означает: «то, что не имеет начала», анади. После того как начинается эксплуатация, начинается время и пространство. Вначале как таковые концепции времени и пространства материального мира отсутствуют. Вначале бахирмукхата. Бахирмукха означает «тенденция, склонность к эксплуатации». Первое, что происходит, — принятие стороны эксплуатации, а когда джива вступает в мир эксплуатации, то возникают факторы времени и пространства бренного мира. Мы говорим, что кто-то из живых существ выбирает сторону эксплуатации, кто-то отправляется в Вайкунтху. Таким образом, эквилибриум нарушается и начинается движение, динамизм этого мира, стороны эксплуатации, ложной стороны, негативной стороны.

#00:06:35#

Когда живое существо вступает в царство эксплуатации, то оно берет и принимает на негативной земле, на земле займа и в результате становится проигравшим. Живое существо думает, ошибаясь, что благодаря эксплуатации оно будет выживать, но в действительности оно становится проигравшим и рабом материальных соображений. Понимаешь, я ясно выражаюсь?

Госвами Махарадж: Есть один момент, который приводит меня в растерянность, в недоумение…

Шрила Шридхар Махарадж: Что именно?

Госвами Махарадж: На днях Тамал Кришна Госвами спрашивал о том, как живое существо входит в Вайкунтху или Голоку. Вы сказали, что родственники, скажем, видят, что это живое существо всегда было там, но какое-то время оно было в безумии, и теперь пришло в себя.

#00:07:39#

Шрила Шридхар Махарадж: Это другая сторона. Когда баддха-джива (порабощенная, падшая, обусловленная душа) входит в необусловленную область бытия, тогда… Они не проводят различий, поскольку речь идет о вечности. Они склонны думать, что эта дружба, которая существует, — носит вечный характер: «Мой друг, ты известен мне». Об этом идет речь. Они говорят, или Он (Кришна) говорит: «Друг Мой, ты Мой друг! Я всегда знал тебя, но был потерян, ты заблудился (или как-то так), и теперь ты наконец-то вернулся. Но ты всегда Мой». Вечный аспект: когда они встречаются, то они думают: «Мы связаны вечно, но на какое-то время наш друг потерялся, его не было с нами временно».

#00:09:00#

Шрила Шридхар Махарадж: Когда речь идет о вечности, то возникает такого рода представление, концепция: «Ты отсутствовал. И почему? Мы не можем понять. Долгое время… Ты оставил Меня, покинул Меня, и как ты мог жить? Как ты мог влачить существование?» Когда новый друг по прошествии долгого времени возвращается, то ему говорят: «Ты мой старый друг. Где ты был? И как ты мог жить, оставив меня (или оставив нас)? Я чувствовал великую боль разлуки с тобой, теперь ты вернулся, это очень хорошо». Таким образом, подобные события мы видим в этом измерении, поскольку речь идет о вечности. И они думают, что эта разлука была временной, временной в вечном времени; с точки зрения вечности, в вечности.

#00:10:18#

Преданный: Наш Шрила Прабхупада объяснял, что изначально мы все были существами, сознающими Кришну, но поскольку мы забыли это сознание, мы…

Шрила Шридхар Махарадж: Речь идет о забвении. [Речь идет об обитателях Брахмалоки — переводчик]. Но мы никогда не были с Кришной. Я говорю, что существует две категории. В лиле иногда все устраивается таким образом, что некоторые из них приходят сюда. Они не помещаются в Брахмалоку, это часть лилы. И существует другой класс, другая категория: приходящий в этот мир из брахмаджйоти, Брахмалоки. Мы видим две категории: двумя способами джива приходит к Кришне в Голоку.

#00:11:35#

Госвами Махарадж: Наш Прабхупад…

Шрила Шридхар Махарадж: Скажем, какой-то высокопоставленный государственный чиновник может быть отправлен в провинцию, в глубинку, чтобы выполнять какие-то обязанности, а провинциальный чиновник может быть вызван в столицу и поставлен на высокую должность. Нечто в этом роде.


[1] кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха / атаева ма̄йа̄ та̄ре дейа сам̇са̄ра-дух̣кха — «Забыв о Кришне, живое существо с незапамятных времен находится в плену материального мира. Поэтому иллюзорная энергия Господа, известная как майя, помещает его в полный страдания круговорот рождения и смерти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.117).

Запись опубликована в рубрике 36. Происхождение души с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.