640. 1983.01.12.B2. Учение вайшнавов и западная философия

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Шрила Шридхар Махарадж: Чем вы занимаетесь в Америке, Робин? — спрашивает Шрила Гуру Махарадж.

Робин: Я — студентка.

Шрила Шридхар Махарадж: Что вы изучаете, какие-то технические дисциплины?

Робин: Философию и религию.

Шрила Шридхар Махарадж: Это предмет?

Робин: Да.

Шрила Шридхар Махарадж: А в каком университете вы учитесь? Как он называется?

Преданный: Государственный университет Сан-Франциско. Государственный университет в городе Сан-Франциско.

Шрила Шридхар Махарадж: Некто Гауранга был там профессором, вы знаете его?

Преданный: Нет, Махарадж, мне не известно.

#00:00:53#

Шрила Шридхар Махарадж: Он доктор в каком-то колледже, исследовательском институте. Я забыл его прошлое, предыдущее имя. Физиология, я думаю, — исследователь в этой области.

Религия и философия… А вы изучали Гегеля? Перфекционизм, его философия известна как перфекционизм. Не пантеизм, а панантеизм. Его философия такова: Абсолют является одновременно обусловленным и необусловленным началом. Тезис-антитезис-синтез. Прогресс, постоянное развитие: тезис, антитезис и синтез. Таким образом все явление развивается. Панантеизм, перфекционизм — название его доктрины.

#00:02:21#

«Абсолют существует для Себя и Абсолют Сам по Себе» и «умри, чтобы жить». Это его любимое, избранное выражение: «Умереть, чтобы жить». Если ты хочешь жить подлинной жизнью на небесах, умри таким, каким ты есть, и тогда внутреннее, более тонкое «я» проявится, золотое «я», золотая самость.

Робин: Да, замечательно. Я изучала Гегеля.

Шрила Шридхар Махарадж: Он очень близок линии вайшнавизма. «Умереть, чтобы жить». Умри в качестве наслаждающегося — это ключевой момент, жизненно важный момент в восприятии, понимании Бога как личности. Он — наслаждающийся, Он занимает верховное положение в этом качестве. Все предназначено для Его наслаждения, а Он — Верховный, Абсолют. Все предназначено для Его удовлетворения. Это непреложная истина, она не может быть поставлена под вопрос.

#00:03:54#

Также он говорит: «Ни один объект не может существовать без субъекта». Должен быть мыслящий. Что такое ископаемое? Черное, твердое, каменное. Но этому предшествует стадии мысли, мышления, мыслитель. Черное — это стадия сознания. Любое существование предполагает наличие субъекта — таков его глубокий аргумент. Ни один объект не может существовать без субъекта и наоборот. Мыслитель и мысль. Если есть мыслящий, он должен мыслить что-то. А если есть какой-то объект, его атрибуты, характеристики должны быть отражены в размышляющем, в мыслителе, воспринимающем. Вы понимаете?

Робин: Да.

#00:04:53#

Шрила Шридхар Махарадж: Такова изначальная, оригинальная концепция Гегеля, вклад в западную философию.

Робин: Я читала его.

Шрила Шридхар Махарадж: И он очень близок к восточным мыслителям. Его философия очень близка к философии Рамануджи. И философия Канта. Вам знаком Кант? Гегель, Кант — все эти имена вы знаете?

Робин: В основном я изучала восточную философию.

Шрила Шридхар Махарадж: …Декарт. Говорится, что он отец современной философии. Локк, Юм. Затем Беркли — он является крайним, радикальным субъективистом. Локк, Юм, Миль, Беркли, Джонсон, Кант, Гегель — все эти западные философы.

Робин: Я предпочитаю восточную философию. Я изучала даосизм.

Шрила Шридхар Махарадж: Шанкара? Какую философию вы изучали?

Робин: Даосизм. Восточную философию.

Шрила Шридхар Махарадж: Восточная философия — это Шанкара, йога, ньяя, вайшешика?

Преданный: Я изучала дзен-буддизм.

Робин: Буддизм. И Дао, даосизм. Философия родом из Китая.

#00:06:25#

Шрила Шридхар Махарадж: Китай… В Китае был мыслитель до Будды. Классицизм(?) присутствовал в Китае, таоизм, даосизм. Платон. Вы изучали Платона?

Робин: О да, да.

Шрила Шридхар Махарадж: Аристотеля?

Робин: Я изучала их немножко.

Шрила Шридхар Махарадж: Теория параллелизма. Кто автор? Аристотель или Платон? До известной степени мы принимаем эти положения.

там эва бха̄нтам анубха̄ти сарвам̇
тасйа бха̄са̄ сарвам идам̇ вибха̄ти[1]

Этот мир является искаженным отражением изначального, духовного мира. Параллелизм Платона или Аристотеля.


[1] хиран̣майе паре кош́е вираджам̇ брахма нишкалам
тач чхубхрам̇ джйотиша̄м̇ джйотис тад йад а̄тма-видо видух̣

на татра сӯрйо бха̄ти на чандра-та̄ракам̇ нема̄ видйуто бха̄нти куто ’йам агних̣
там эва бха̄нтам анубха̄ти сарвам̇ тасйа бха̄са̄ сарвам идам̇ вибха̄ти

брахмаиведам амр̣там̇ пураста̄д брахма паш́ча̄д брахма дакшин̣аташ́ чоттарен̣а
адхаш́ чордхвам̇ ча праср̣там̇ брахмаи-ведам̇ виш́вам идам̇ варишт̣хам

«Духовное царство за пределами материальных оболочек представляет собой бескрайнее сияние Брахмана, свободное от скверны материи. Любой свет трансценденталисты считают проявлением этого ослепительно белого света. В том царстве нет нужды в свете солнца или луны, в электрическом свете или свете огня. Весь свет материального мира — лишь отблеск того высшего сияния. Брахман пребывает везде: спереди и сзади, на севере и на юге, на западе и на востоке, вверху и внизу. Иными словами, изначальное сияние Брахмана пронизывает оба мира — и духовный, и материальный» («Мундака-упанишад», 2.2.9–11. Приводится в комментарии Шрилы Бхактиведанты Свами к стиху 2.12 Ади-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты»).

Запись опубликована в рубрике 38. Субъективная эволюция — от сознания к материи с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.