784. 1983.01.05.A1. Почему вайшнавы не используют мистическую йогу?

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Преданный: Мне хотелось бы знать, почему гаудия-вайшнавы не используют в своей практике йогу (асаны) в своем служении Кришне? Скажем, в Рамануджа-линии, в Рамануджа-сампрадайе, в некоторых сектах используются йогические упражнения и тому подобное: асаны, пранаяма.

Шрила Шридхар Махарадж: Почему они отвергают это, да?

Преданный: Да.

#00:00:33#

Шрила Шридхар Махарадж: Они отвергают все искусственное. Речь идет о сердце. Сердце занимает самую важную позицию. Это вопрос взаимодействия сердца, сердец. Благодаря силе природы мы обретаем некую психическую силу и пытаемся использовать эту психическую силу, чтобы склонить Бога на свою сторону — нет, речь не идет об этом, речь идет о взаимодействии сердец. Сердце — это нечто естественное. Служение, удовлетворение. Он для Себя. Я обрету некую силу, могущество, посредством которого, я буду влиять на Него? Это то, что делают йоги.

#00:01:30#

Йога порождает во мне силу, мощь, и благодаря этой мощи я буду как-то влиять на Высшее начало? Противоположное отношение — о нем идет речь: «Я самый низкий, я завишу от Твоей милости! Прими меня в качестве раба, в качестве нижайшего из слуг!» Таков путь обращения к высшему началу. А обретение некой силы и посредством этой силы манипуляция с этим превосходящим меня Существом — нет, речь не идет о таком процессе. Прямо противоположное отношение.

#00:02:14#

Речь идет о снискании Его благосклонности, благосклонности из благосклонностей. Он полон, Он целое, и я обращаюсь к Нему как ущербное существо, как самое низкое, низменное существо. У меня нет положения, я в полной мере, целиком и полностью завишу от Него. Это мое естественное положение, мое конституциональное положение. Я полностью уповаю на Него и завишу от Него, поэтому поиск Его должен совершаться в таком духе, в таком умонастроении, с таким темпераментом.

#00:02:57#

«Я самый низкий. Ты — мой лучший друг. Я столь низок, и я ищу подобную перспективу взаимоотношений с Тобой!» — в таком качестве. «Я не просто грешник, я предатель!» — таким образом. Так, в таком духе мы должны вернуться к нашему Высшему другу, самому любящему и нежному другу. Чем может помочь мне эта йогическая сила, могущество? Он выше всякого соблазна. Посредством йоги мы будем влиять на Него и склонять Его на свою сторону? Нет. Неужели Он будет контролируем йогической силой? Чем йога может помочь мне?

#00:04:00#

Он — независимый Абсолют, независимый от всего и вся, Он совершенен в Себе. Если я обращусь к Нему с некой рекомендацией от вайшнавов, которые являются нашими Хранителями и Гуру, рекомендацией Его посредников, тогда это будет нечто реальное. Но йога… Посредством йоги можно обрести некую тонкую силу, но никакая сила не в состоянии повлиять на Него, идя в разрез с Его сладостной волей. Мы должны обращаться в линии Его сладостной воли, таково отношение преданных. Через преданного мы обращаемся к Нему, но не посредством какой-то тонкой силы мы можем повлиять на Него — это нечто прямо противоположное.

#00:05:17#

Если мы хотим знать Его, то это Его сладостная воля. Мы не можем знать Его. Мы можем молиться: «Пожалуйста, сделай Себя ведомым мне, если в этом есть нужда, если Ты хочешь этого!» В противном случае даже такой молитве нет места. Нам нет необходимости знать Его и молиться о том, чтобы Он открыл нам Себя. Мы молимся лишь об Его удовлетворении: «Пожалуйста, прими меня. Ты полон, Ты совершенное Целое. Я нуждаюсь в том, чтобы иметь связь с Тобой посредством служения». Таким должно быть наше отношение, наш подход к Нему, попытка приближения к Нему как к любящему другу. Не следует обращаться к помощи мистиков, тех, кто обладает сверхъестественными силами в этом приближении к Нему. Мы можем до известной степени контролировать себя посредством процесса йоги.

#00:06:35#

йама̄дибхир йога-патхаих̣
ка̄ма-лобха-хато мухух̣[1]

Это временное достижение. На какое-то время благодаря йоге мы можем сдерживать свои чувства — таков эффект йоги. Но Он — Абсолют и Он выше всего, Он самодостаточен. Абсолют самодостаточен, Он не зависит от других явлений или реалий.

#00:07:07#

Йога может помочь нам контролировать наши ментальные, физические или ненормальные проявления, но это временное достижение, невечное, непостоянное, йама̄дибхир йога-патхаих̣, ка̄ма-лобха-хато мухух̣. На какое-то время. Кама, кродха, лобха — все это может быть подчинено контролю до поры до времени. Мукунда-севайа̄ йадват, татха̄тма̄ддха̄ на ш́а̄мйати — но если мы сумеем занять себя служением Мукунде, тогда все эти ненормальности, извращенные тенденции уйдут естественным образом, автоматически. Когда мы обретем сладостный вкус к служению Ему и пребыванию в обществе Его преданных, они уйдут. И это вечное достижение. В противном случае, если у нас нет этого вкуса, они вернутся. Вкус к вожделению, вкус к гневу и так далее — все это исчезнет навсегда, если мы обретем вкус к служению Господу, Мукунде.

[Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари]

#00:08:35#

на̄хам̇ ведаир на тапаса̄
на да̄нена на чеджйайа̄
ш́акйа эвам̇-видхо драшт̣ум̇
[др̣шт̣ава̄н аси ма̄м̇ йатха̄]
[2]

правеш̣т̣ум̇ ча парантапа[3]

Все остальные средства тщетны. Тщетны. Только бхактйа̄ сан̃джа̄тайа̄ бхактйа[4]. «Исключительная преданность, — говорит Кришна, обращаясь к Арджуне, — все остальные средства тщетны. Только исключительная, или чистая, безраздельная преданность — единственное средство в достижении Меня». И речь не идет о временной преданности, но вечной, постоянной, исключительной, безраздельной преданности.

#00:09:25#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа,
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа
[5]

«Исключительная преданность Мне — такого рода преданность. Преданный вручает себя Мне, все остальное тщетно».

#00:09:55#

Какие-то нанятые люди приходят, чтобы убеждать меня, вербовать меня? Нет. Мое будущее определяется Тобой.

«Мои посредники действуют не ради коммерции, но ради того, чтобы одаривать благом других. С такой идеей многие посредники вербуют от Моего имени. Они не ищут внешних рекомендаций, не таков подлинный путь. Приходи ко Мне, иди ко Мне через Моих посредников, у них нет иных стремлений — личных, собственных, корыстных. Они все отдали себя, вручили себя служению Мне. Они странствуют в мире, чтобы приводить людей ко Мне, одаривая людей благом».

#00:11:30#

«Что такое йога? Яма-нияма… Столь многие техники или средства практики, контроля — неужели они заставят тебя прийти ко Мне? Я Абсолютный Самодержец. Нет необходимости в чем-либо еще. Нет необходимости в том, чтобы обращаться к посредничеству любой другой силы, прибегать к другой тактике, к любому обманному методу. Я Самодержец. В этой линии самодержавия иди ко Мне. Никто не способен обмануть Меня и никто не способен купить Меня, только преданность, исключительная преданность, не формальная, но естественная, сердечная, то есть искренняя. Я ищу этого, Я ищу сердца. Я ищу сердца, но ничего другого».

#00:13:20#

бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣[6]

патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇
йо ме бхактйа̄ прайаччхати
тад ахам̇ бхактй-упахр̣там
аш́на̄ми прайата̄тманах̣[7]

«Что бы ни предложил Мне преданный с искренней преданностью, искренней нежностью, Я принимаю это. Не имеет значения, что это — листок, или цветок, или вода, или что бы то ни было другое. Нет необходимости в роскоши и великолепии по отношению ко Мне. То, чего Я хочу, — это сердце. Я хочу искренности. Благой веры Я хочу. Это высочайшее явление».

#00:14:23#

Есть одна поэма. Очень специфические слова сказаны в ней: «О Кришна, у Тебя есть все, — говорит этот поэт. — Но единственное, чего у Тебя нет, — сердца. Твое сердце похитили гопи. Гопи похитили Твое сердце (или Твой ум). У Тебя есть все, но у Тебя нет ума (или сердца), они уже похищены, поэтому возьми мое сердце, прими мой ум — Тебе не хватает этого. Пожалуйста, прими мой ум. Твое сердце пусто, возьми мое сердце. Это привлекает мое сердце к тебе». Sweetheart по-английски называется («возлюбленный» или «возлюбленная»), но буквально это означает «сладостное сердце».

#00:15:49#

А это к женщине применимо или к мужчине также?

Преданные: Иногда к мужчине также.

[Но по-русски это что-то вроде «голубка» или «сердечко мое» — переводчик]

Шрила Шридхар Махарадж: Сладостное сердце, сладкое сердце — об этом идет речь… Харе Кришна.


[1] йама̄дибхир йога-патхаих̣, ка̄ма-лобха-хато мухух̣ / мукунда-севайа̄ йадват, татха̄тма̄ддха̄ на ш́а̄мйати — «Обуздав чувства с помощью практики йоги, несомненно, можно освободиться от беспокойств, причиняемых желаниями и похотью, но этого еще недостаточно, чтобы принести удовлетворение душе, так как его [удовлетворение] приносит только преданное служение Личности Бога» («Шримад-Бхагаватам», 1.6.35).

[2] «Ни изучением Вед, ни совершением аскез, ни раздачей даров, ни жертвоприношениями невозможно достичь восприятия Моего сокровенного человеческого облика. Следуя подобным практикам, нельзя познать Меня таким, каков Я есть» (Бхагавад-гита, 11.53).

[3] бхактйа̄ тв ананйайа̄ ш́акйа, ахам эвам̇-видхо ’рджуна / джн̃а̄тум̇ драш̣т̣ум ча таттвена, правеш̣т̣ум̇ ча парантапа — «О победитель врагов, Арджуна! Лишь благодаря беззаветной преданности Мне можно воистину познать Меня, увидеть Мой прекрасный человеческий облик и вступить в Мою обитель» (Бхагавад-гита, 11.54).

[4] «Шримад-Бхагаватам», 11.3.31.

[5] сарвадхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарвапа̄пебхйо, мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

[6] мӯркхо вадати виш̣н̣а̄йа, дхӣро вадати виш̣н̣аве / убхайос ту самам̇ пун̣йам̇, бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣  «Принося поклоны Господу Вишну, необразованный произносит «виш̣н̣айа намах̣» [что является грамматически неверным], в то время как образованный произносит «виш̣н̣аве намах̣». Однако и тот и другой обретают равное благо, потому что Господь Шри Джанардана всегда видит стремление живого существа — Он принимает лишь его преданность и награждает согласно силе этой преданности [Господь не судит о человеке по его глупости или интеллекту]» («Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 11.108).

[7] «Если человек с любовью предложит Мне листок, цветок, плод или воду, Я непременно приму его искреннее подношение» (Бхагавад-гита, 9.26).

Запись опубликована в рубрике 49. Бхакти — величие преданности Кришне с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.