206. Происхождение аханкары из махат-таттвы. 1981.03.05.B2


Скачать аудиозапись в mp3 (12 мин 50 сек, размер 6 Мб)

Госвами Махарадж: Есть одна шлока в «Бхагаватам»…
Шридхар Махарадж: Это ясно? То, что было сказано?
Госвами Махарадж: Да-да. В этой шлоке говорится: «Махататва викурванат бхагават бирджа самбхават крийашакти аханкараш тривиддха самападйета». Это слова Капилы Муни.

Шридхар Махарадж: А в какой Песне?

Госвами Махарадж: В третьей Песне. И Прабхупад объясняет, что вначале присутствует чистое сознание, чистое сознание Кришны. А затем первое осквернение прорастает.

Шридхар Махарадж: А затем?

Госвами Махарадж: Первое осквернение приходит – ложное эго, аханкара. И он говорит: «Мы также видим в действительности, в реальной жизни: кто-то действует в рамках сознания Кришны, а затем внезапно его поведение изменяется».

Шридхар Махарадж: Вновь повтори это. Как начинается?

Госвами Махарадж: Махататва викурванат.

Шридхар Махарадж: Махататва викурванат.

Госвами Махарадж: Бхагават бирджа самбхават.

Шридхар Махарадж: Бхагават бирджа самбхават.

Госвами Махарадж: Крияшакти аханкараш тривидха самападйета.

Шридхар Махарадж: Крияшакти аханкараш тривидха самападйета. Крияшакти аханкараш… Как Свами Махарадж переводит это?

Госвами Махарадж: Это не перевод, но объяснение.

Шридхар Махарадж: А что он говорит в объяснениях?

Госвами Махарадж: Он говорит: присутствует чистое сознание.

Шридхар Махарадж: Так, чистое сознание.

Госвами Махарадж: Чистое сознание Кришны.

Шридхар Махарадж: Чистое сознание Кришны. Как сознание Кришны отклоняется, превращается в сознание майи?

Госвами Махарадж: Да-да

Шридхар Махарадж: Маха-таттва… Какое первое слово? Махататват…

Госвами Махарадж: Махататват викурванат.

Шридхар Махарадж: Первое развитие пракрити на негативной стороне известно как маха-таттва. Пракрити развивается на негативной стороне – первый шаг. И в этом состоянии это явление известно как маха-таттва. Затем что говорится?

Госвами Махарадж: Викурванат.

Шридхар Махарадж: Затем, когда начинается движение, первая негативная позиция, проявление в сторону негативного мира, «курванат», означает движение, «крия» или творение. «Махататтва викурванат». Затем?

Госвами Махарадж: Бхагават бирджа самбхават.

Шридхар Махарадж: «Бхагават бирджа самбхават» и «маха-таттва викурванат». В «Бхагават-гите» сказано: «Я (говорит Верховный Господь) бросаю семя, помещаю семя в лоно пракрити, и начинается движение, развитие на негативной стороне». Возникает мир, иначе говоря. Это негативное движение, негативного характера. И причина – это бхагават-бирджа, Его потенция, потенция Господа, самбхават. Самбхават, и дальше?

Госвами Махарадж: Крияшакти аханкараш.

Шридхар Махарадж: Затем эта материальная субъективная характеристика рождается из вышеобозначенных явлений. Материальная индивидуальная тенденция работать на земле эксплуатации порождаема в подобном вышеописанном процессе, в рамках этого процесса. Первая негативная стадия – это маха-таттва, а из маха-таттвы затем эта негативная деятельность, аханкара, рождается, и принимает характеристики этого материального эго; материального – буквально эгоистического эго, индивидуальности. И это эго начинает жить здесь, на этой земле в различных стадиях, в различных измерениях. Бхур, Бхувах, Свах, Сатья и так далее, вплоть до Сатьялоки. Так джива возникает в материальном мире и живет в материальном мире.

Бадха-джива, порабощенная душа с ее аханкарой, эго. Здесь описан этот процесс, каким образом происхождение, эго эксплуататора – этот процесс описан здесь. Бхагават бирджа самбхават. В «Гите» сказано: «Происходит зачатие». И так сказать пракрити приходит в движение, эквилибриум нарушается, равновесие нарушается, и начинается постепенный процесс, в ходе которого возникает материальное эго, материальное, субъективное, эгоистическое существование; сознание того, что «я хочу быть владыкой природы, я хочу быть владыкой многочисленных реалий, я хочу наслаждаться». Такого рода эго господина, аханкар рождается постепенно из этого состояния эквилибриума. От эквилибриума постепенный переход к индивидуальному образу, индивидуальной аханкаре. Подобное явление здесь описано.

Госвами Махарадж: В Ведах присутствует утверждение «эко баху шьям»…

Шридхар Махарадж: Эко баху шьям

Госвами Махарадж: Говорится: «Эко баху шьям – Кришна единый, и Он проявляет Себя во многих, во множество». Материально говоря, кажется, что это указание на некий момент, когда происходит генезис.

Шридхар Махарадж: В Голоке, в Вайкунтхе Его единство подразумевает то, что Он раджа, царь. Раджа, и есть праджа, то есть поданный, многочисленное субъектовластие. Сваям бхагаван. Существует вечная органическая целая система служения единому, в рамках органического целого. А в случае материального мира – «эко баху шьям». «Эко ахам» означает «Мое джьоти, сияние». Таков смысл, здесь смысл «ахам» — «джьоти», поскольку «джьоти» — это тоже «Я», «Я» Верховного Господа. Брахман – это также часть Его существа. И постепенно из этого Брахмана, состояния эквилибриума, когда он приходит в равновесие, начинается развитие и возникают многочисленные субъекты в пракрити, в материальном мире. Таким образом, можно объяснить этот процесс.

А в Голоке, вечном мире уже вечно существует система «единое множество». С одной стороны единое, с другой стороны множество, поскольку это единство и множество пребывает в гармонии. Здесь с одной стороны нет множества, есть только единство, есть только единый, поскольку есть единая унифицирующая потенция. И в этом смысле никакого множества нет. Но в то же время оно есть, поэтому мы говорим о множестве, многообразии в единстве. С одной стороны есть множество, но с другой стороны в действительности есть единый, единство, один, поскольку это множество суть проявление или порождение единого.

Сарва кхалау идам сарвам. Шанкарачарья говорит: «Куда бы я ни посмотрел, я вижу только Брахман». Но в данном случае Шанкарачарья принял лишь одну половину истины. Поскольку он говорит: «Куда бы я ни посмотрел, я вижу Брахман». Он принимает лишь Брахман, но он не принимает сторону «куда бы», «все». Но Махапрабху принимает и то, и другое: Бога и порождаемое Им бытие. И речь идет о том, что в Голоке присутствует органическое целое, порождаемое единым началом.

Единое начало и множественные проявления начала. А в материальном мире «эко баху шьям» означает, что Брахмалока, баланс, эквилибриум нарушается и таким образом аханкары, многочисленные индивидуальные материальные аханкары порождаются, создаются. Эти истины упоминаются здесь Капилой в этом стихе. Единый как Брахма – это эквилибриум практически, и затем происходит толчок, и «бхагаван вирджа» — начинается движение, и столь многие частицы выходят так сказать из Брахмалоки. (санскрит)

В «Бхагават-гите» сказано. Как из единого возникло множество? Как многие выходят из единого? Как, каким образом? Один в состоянии эквилибриума, а когда эквилибриум нарушается, то начинается дифференциация, прогресс, развитие. Различные индивидуальные аханкары, эго создаются, бесконечное число. И они наполняют собой бытие, они входят в материальную концепцию, этот поток.

Запись опубликована в рубрике (16. Субъективная эволюция: от сознания к материи) с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.