245. Душа — частица сознания. 1981.03.01.A3


Скачать аудиозапись в mp3 (5 мин 31 сек, размер 4 Мб)

Шридхар Махарадж: Существуют различные типы форм жизни. И процессы могут быть разными, но это не имеет значения. Но в целом, какие именно индивидуальные особенности… Атма – душа. Без души ничто не может быть утверждено или проявиться в бытии. Атма

Ученик: Даядхар Прабху прабху спрашивает…

Шридхар Махарадж: Мы должны понять, что все является идеей, концепцией, представлением. За пределами этого мы не можем ничего знать. Это невозможно. Концепция атмы предполагает существование или бытие любого типа, даже тьму. Если атмы нет, то нет ничего. Концепция – это самый корень, как мы можем утвердить существование чего бы то ни было, любой реалии. Атма самоочевидна.

И атму следует принимать вначале в бытии, в гуще существования пребывает она. Затем различные виды существования мы можем отследить. В противном случае это невозможно. Сознание мы должны признать первым, как первичный принцип. Что бы вы ни сказали – это своего рода сознание. Что бы вы ни сказали – это идея. Даже тьма – это идея. Определенная концепция, представление. И эта идея предполагает существование сознания.

Сомневающийся должен существовать, согласно Декарту. Я сомневаюсь, но кто сомневается? Тот, кто существует. Первый принцип самоочевиден. Это самоочевидный принцип – мы принимаем атму. В противном случае ничего невозможно объяснить. Если меня нет, то как я могу утверждать что бы то ни было – то или другое? Поэтому первое, на первом месте должна стоять атма, а затем уже можно спекулировать о чем угодно.

Ученик: Атма – источник энергии?

Шридхар Махарадж: Атма означает сознание в общем смысле. Атма означает сознание, в этом случае. Не дживатма или параматма. И затем мы, когда речь идет о более глубоких уровней мышления, мы можем думать, параматма (Бог) существует вначале, а затем… То есть вначале сознание высшего типа, а затем уже все остальные виды сознания. Это самое очевидное. И затем другие вещи или реалии активируются благодаря этому первому принципу. Без души никакая функция, ничто не возможно!

Ученик: Но сознание. Сознание проникает в многие формы, начиная от одноклеточных существ (бактерий) до человека.

Шридхар Махарадж: Что он говорит?

Ученик (Бхакти Чару Свами пересказывает на бенгали).

Шридхар Махарадж: Да, в разных местах. Да-да, пронизывает, естественно. Даже дерево, камень – атма присутствует. Сознание, дух повсюду. Вопрос в следующем: тонкое, материя помогает развитию грубой материи.

Ученик: Да-да.

Шридхар Махарадж: Понимаешь? Когда мы хотим схватить преступника, поймать бандита, то мы делаем это с помощью другого бандита. Нечто в этом роде. Материя, тонкая материя… С помощью тонкой материи развивается грубая материя. Поскольку тонкая материя становится уполномоченной свыше направлять развитие грубой материи. Но тонкая материя не есть первопринцип.

Ученик: Тонкое тело определяет детали развития?

Шридхар Махарадж: Понимаешь, компьютер… Можно сказать, что компьютер не зависим с одной стороны. У него внутри происходят свои процессы, но все равно у компьютера есть тот, кто на нем работает. Компьютер не есть совершенный центр. Но есть некий более высокий центр, который управляет развитие, существование и прочее всех остальных центров. Этот процесс многоступенчатый: многочисленные центры, многочисленные стадии. Но высший… В конечном счете мы должны иметь дело с высшим началом или с высшим центром.

Запись опубликована в рубрике (19. Феноменальный мир души) с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.