214. 1983.04.01.A1. Градация священных писаний. Величие «Шримад-Бхагаватам»

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

«Шримад-Бхагаватам» считается маха-пураной. В «Бхагаватам» присутствуют все десять симптомов пураны.

Преданный: То есть маха-пурана это только «Бхагаватам»?

Шрила Шридхар Махарадж: Да, поскольку существует двенадцать критериев, которым отвечает только это произведение. Вначале четыре главных симптома, затем, если проанализировать, получается двенадцать критериев. Шрути, Веда, истина откровения не подкрепляет утверждения, которые приводятся в них, какими-то аргументами. Темперамент ведических наставлений таков: Веда просто говорит так-то и так. Нет необходимости в этом измерении жизни в аргументации, нет сомнений, нет подозрений и нет тьмы, только искренняя нежность отца к сыну, поэтому не возникает вопроса о таком темпераменте.

#00:01:34#

Шрути — это указания: делай то так-то и так-то, императив. Смрити — это где-то как сестра, подобно сестре. Смрити переводят истины Вед на язык нашей повседневной, практической жизни. Смрити — доброжелательные советы, направляемые на нашу повседневную жизнь, подобно тому, как отец говорит дочери: «Дай моему сыну такую-то и такую пищу». Она дает, и он принимает.

#00:02:34#

Пураны подобны друзьям, которые рассказывают поучительные истории: такой-то человек совершил то-то и то-то и получил соответствующий результат. Таким образом — подобно друзьям пураны помогают нам, иллюстрируя различные истины всевозможными историями, описаниями, повествованиями. Так пураны влияют на нас, как друзья, в дружеском духе. Существует так же этика — они подобно как жене, которая что-то сладостно объясняет мужу, подсказывает ему. Она говорит мужу: вот это лучше не делать. Шрути, смрити, пураны.

#00:03:39#

И еще есть тантры. Тантры — делай какую-то практику таким образом, чтобы очень скоро этой практике пришел конец.

йат карош̣и йад аш́на̄си,
йадж джухош̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа,
тат куруш̣ва мад арпан̣ам[1]

Делая что-то, совершая определенный процесс ты получишь избавление от этого явления. Например, пациент не всегда может принимать лекарства в чистом виде, и тогда лекарство смешивают со сладостью и дают ему, и он избавляется от болезни. Тантра подобна этому. Мы к чему-то склонны, привязаны, и объект привязанности окрашен в такие тона (божественного), и нам рекомендуют это явление с тем, чтобы мы очень скоро избавились от этой привязанности. Такова тантра.

#00:05:01#

Но Веда именуется буквально — стха̄на-трайа[2], три точки ухода. Веда подобна отцу, который говорит своему сыну: делай это. Различные разделы, подобные друзьям, отцу, сестре — смрити, пураны. Еще существует ньяя, Веданта. В «Шримад-Бхагаватам» мы находим все это. Подобно Ведам «Бхагаватам» иногда указывает, не объясняя. Иногда присутствует тарка или юкти — логика. Затем шесть школ философии, которые мы находим в Индии (ньяя — логика, Веданта Вьясадева…), также все представлены. В «Бхагаватам» присутствует ньяя (логика), шрути, пураны (дружеский совет), и также тантра (делай что-то таким образом, чтобы ты избавился от привязанности к этому явлению).

#00:07:10#

Таким образом, все возможные свидетельства даны в «Шримад-Бхагаватам», поэтому «Бхагаватам» есть маха-пурана. Ни одна другая пурана, ни одна другая шастра не является столь же аутентичной, как «Шримад-Бхагаватам». Поэтому Джива Госвами выбрал «Бхагаватам» в качестве единственной праманы — свидетельства, которое способно помочь нам. И почему «Бхагаватам»? Он объяснил это: он назвал десять видов свидетельств [писаний], и один за другим он показал в них изъяны, недостатки. В конечном счете он принял шрути как то, что было явлено с начала мира от Кришны Брахме. Через Творца мира это знание передавалось сюда — это шрути.

#00:08:27#

И а̄пта. А̄пта означает махаджаны, которые низошли из высшего мира, чтобы помочь обитателям этого мира, [они] также являются свидетельством, а все [другие] свидетельства об Истине дефектны. Так Джива Госвами пишет в первой части своей «Бхагавата-сандарбхи», где он затрагивает тему эпистемологии. Он перечисляет десять видов свидетельств, отвергает их один за другим, показывает их дефекты и оставляет шрути и махаджаны — два главных свидетельства.

#00:09:33#

бхрама, прама̄да, каран̣а̄па̄т̣ава, випралипса̄[3]

Бхрама — мы совершаем что-то [ошибочное], прама̄да — затем упускаем, не способны распознавать — это тоже дефект. Каран̣а̄па̄т̣ава — инструменты, посредством которых мы исследуем Истину, также несовершенны, могут привести к ошибочным заключениям. Випралипса̄ — предрассудки, мы имеем предрассудки, которые не позволяют видеть Истину. Мы не можем быть беспристрастны, поэтому мы не распознаем факты, нам мешает предубежденность. Эти четыре явления — враги правильного заключения.

#00:11:01#

Если эти критерии применять к другим праманам, то все они окажутся ущербными, и только два источника остаются надежными — шрути и махаджаны. Так он пишет в первой части «Бхакти-сандарбхи», посвященной эпистемологии. Онтологический поиск, анализ. В этом трактате он показывает, что почти все иные свидетельства ущербны, и только «Бхагаватам» отвечает критериям подлинного и высшего свидетельства — ответы, данные Верховным Трансцендентным Существом, Высшим Началом. Он [Шрила Джива Госвами] — великий пандит. Он сказал: в «Бхагаватам» присутствуют двенадцать отличительных черт, а другие пураны имеют только шесть. Шесть особых дополнительных характеристик говорят в пользу «Шримад-Бхагаватам», и если мы примем истинные утверждения «Бхагаватам», то будет высший стандарт Истины. Шрути, смрити, ньяя, тантра. «Шримад-Бхагаватам» признан в качестве шрути.

#00:12:56#

Брахман, Параматма, Бхагаван. Шесть частей в «Бхагават-сандарбхе» Дживы Госвами. В первой части он проанализировал природу видов возможных свидетельств: что следует считать подлинным, логическим свидетельством, доказательством. Далее, вторая часть — брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате[4] — три концепции Высшего Существа. Во-первых, он рассматривает Бхагавана. «Бхагават-сандарбха» названа так потому, что в ней описывается Бхагаван. Второе — Параматма, связанная с дживатмой. Описана природа дживы в этом разделе, дживы-души — об этом речь идет в третьей части. В четвертой части он описывает природу Кришны — высшую стадию теизма, высшее проявление Абсолюта.

#00:14:23#

В пятой части он описывает средства достижения цели, он описывает йогу и отвергает все, и только преданность принимает в качестве средства, ведущего к цели. В четвертой части описана цель жизни, любовь к Кришне — не освобождение, не другие достижения, но только лишь любовь к Кришне — высшая цель нашей жизни. Если человек обладает знанием этой книги, то он способен во всем мире утвердить Кришну, преданность, утвердить истину, согласно которой Реальность существует Сама по Себе и Сама для Себя, и истину, согласно которой нужно «умереть, чтобы жить». [Так говорил] немецкий ученый Гегель. Следствие не способно контролировать причину, но причина способна контролировать следствие.

#00:15:49#

Преданный: А каково значение «Курма-пураны»?

Шрила Шридхар Махарадж: Знание, которое исходит, эманирует из инкарнации Господа в качестве Курмы, — это есть «Курма-пурана». Десять аватар вы знаете: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, таким образом. Они пришли и дали определенные, особые советы, и главным образом эти советы заключены в этих пуранах. Эта пурана известна как «Курма-пурана». Существует «Нарасимха-пурана», «Вараха-пурана», «Матсья-пурана», в этих образах Господь дал подобные наставления, они были записаны до известной степени и образовали собой эти книги. «Нарасимха-пурана» — это советы Нарасимхадев, основополагающие принципы представлены в этой книге.

#00:17:16#

Преданный: «Курма-пурана» считается саттвической?

Шрила Шридхар Махарадж: Саттвика-пурана. Я покажу тебе, есть книга под названием «Гаудия-Кантахара».

Преданный: Я могу показать ему.

Шрила Шридхар Махарадж: «Гаудия-Кантахара», там упомянута классификация пуран: саттвика, раджасика, тамасика.


[1] «Каунтея, чем бы ты ни занимался: вкушаешь ли ты пищу, жертвуешь чем-либо или приносишь что-либо в дар, совершаешь ли аскезы — совершай всю деятельность как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

[2] Три фазы существования (глубокий сон, сновидение и бодрствование).

[3] бхрама, прама̄да, випралипса̄, каран̣а̄па̄т̣ава / а̄рш̣а-виджн̃а-ва̄кйе на̄хи дош̣а эи саба — «Однако в речах великих мудрецов не может быть ошибок, заблуждений, лжи или несовершенства, вызванного ограниченностью восприятия» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.86; 7.107).

[4] ваданти тат таттва-видас таттвам̇ йадж джн̃а̄нам адвайам / брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате — «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11).

Запись опубликована в рубрике 15. Ведическая литература - от древности до современности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.