656. 1982.04.24.A2. Поиск расы и три плана бытия в «Бхагавад-гите»

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

С 1926 года я — член Гаудия-Матха и проповедую, после того как Джйотин Дас постился шестьдесят два дня, умер, и движение Ганди, движение гражданского неповиновения было в полном расцвете. В то время нам приходилось сталкиваться с нападками националистов, отстаивать достоинство Гаудия Матха. Мы говорили им: «То, чем вы занимаетесь, — это утонченный эгоизм. Политическая свобода — это ничто. В этом мире существуют многочисленные страны, где присутствует политическая свобода. Но счастливы ли люди, живущие там? Каков стандарт счастья?» Расо-вайсах — истинное Счастье есть личность. Это не какой-то конкретный объект, который мы приобретем, положим в железный сундук и будем наслаждаться им. Истинное счастье — расо-вайсах, анандам.

#00:01:10#

Анандам брамхано видйам(?) Раса, анандам — это личность, мы должны понять эту истину. Мы личности, и мы несчастны. Мы можем быть счастливы только в связи с личностью, статус которой превосходит наш статус. Поэтому существует область Сверхсубъекта, и подлинное счастье живет там, в мире Высшего Субъекта — не в мире этих низших объектов, где мы находимся. Мы должны направить нашу жизнь в таком направлении — расо-вайсах, акхила-расамрита-мурти.

#00:01:57#

йам̇ лабдхва̄ ча̄парам̇ ла̄бхам̇
манйате на̄дхикам̇ татах̣
йасмин стхито на дух̣кхена
гурун̣а̄пи вича̄лйате[1]

Такого рода раса — анандам, анандам брамхано видйам(?), расо-вайсах. Раса не находится в объективном мире, раса пребывает в сверхсубъективном мире, и мы должны обратиться к нему в духе рабства, в духе служения, в духе жертвенности, а не в качестве владык, господ. Земля — измерение эксплуатации, мы живем на ней, затем существует измерение отречения: Будда и Шанкара, затем — измерение преданности, о котором учили различные вайшнавы-ачарьи. Три измерения бытия. В мире эксплуатации также существует градация, эксплуатация различной природы, карма. Карма означает эксплуатацию, а гьяна означает отречение — полная отстраненность от объективной стороны бытия, отречение, состояние бытия, похожее на глубокий сон без сновидений, самадхи, отстраненность от объективной стороны. Если мы пробуждаемся, то мы пробуждаемся в смертном мире, где присутствуют реакции. Измерение отречения — духовный ноль, состояние, подобное глубокому сну.

#00:03:44#

Затем — жизнь. Подлинная жизнь начинается на земле преданности в качестве частицы измерения преданности — Кришна-даса, Нараяна-даса, подчиненное положение.

нитйо нитйа̄на̄м̇ четанаш́ четана̄на̄м
эко бахӯна̄м̇ йо видадха̄ти ка̄ма̄н[2]

брахма-бхутах̣ прасанна̄тма̄
на ш́очати на ка̄н̇кш̣ати
самах̣ сарвеш̣у бхӯтеш̣у
мад-бхактим̇ лабхате пара̄м[3]

«После того, как человек осознает, что он есть брахман, он четан, сознание — не часть бренного мира, — только тогда он становится достоин приблизиться ко Мне».

#00:04:33#

бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте
джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйанте
ва̄судевах̣ сарвам ити
са маха̄тма̄ су-дурлабхах̣[4]

«После долгого времени — веков и веков, попыток, усилий — гьяни в конечном счете приходят к пониманию того, что Васудева есть альфа и омега, Васудева, Пурушоттама, Парабрахма. Он — личность. Мы считали, рассматривали Его как недифференцированное, бескачественное, не утверждающее Себя Начало, массу сознания, но Он не таков. Он является личностью, Васудева, Парабрахма, Пурушоттама. Вы изучали Бхагавад-гиту? Брахман̣о хи пратишт̣ха̄хам[5] — «Я — основание, фундамент Брахмана».

#00:05:30#

два̄в имау пурушау локе[6]

кшараш́ ча̄кшара эва ча[7]

То, что претерпевает изменение и то, что неизменно, — два вида бытия существуют, кхара и акхара.

#00:05:44#

[шлока]

«Я выше этого — и того, и другого, неизменного и подверженного изменениям измерений мира, Я — выше, Я — трансцендентен. Поэтому Я — Пурушоттама. Меня зовут Пурушоттама, Я выше этих двух состояний бытия — кхары и акхары. Я — Пурушоттама, личность». Таким образом. Бог — личность, мы обретаем здесь Ее, Бог есть личность, и Он не есть просто некая субстанция, инертная, недифференцированная масса сознания, нет. Он утверждает Себя, и Он есть анандам — полнота блага, анандам, расо-вайсах.

#00:06:44#

Шукадев Прабху: Даже джагат-гуру Шанкарачарья был вынужден признать…

Шрила Шридхар Махарадж: Я не встречался с ними [имеется в виду — последователями Шанкарачарьи — переводчик]. Я слышал об одном из них — Калапатри. Он изучал вайшнавскую литературу также. Но его тенденция, склонность — все же к майявади. Мадхусудан Сарасвати — был такой бенгальский ученый, проповедовавший майяваду. Мадхусудан Сарасвати, бенгальский ученый из Фаритпура. Его книга называется «Адвайта-сиддхи». До этого Мадхвачарья, Джаятиртха и другие опровергли аргументацию школы майявады крайне успешно, но этот Мадхусудан Сарасвати впоследствии хотел утвердить некую концепцию, разновидность майявады.

#00:08:00#

Мы черпаем наши знания из Гиты, из «Бхагаватам», от нашего Гурудева, и мы встречались со многими пандитами и учеными. Я не думаю, что кто-то способен опровергнуть наши аргументы, я не думаю…


[1] См. Бхагавад-гита, 6.20-23.

[2] Катха-упанишад, 2.2.13

[3] «Чистосердечная и самоудовлетворенная душа, постигшая свою божественную природу, не скорбит ни о чем и ничего не желает. Рассматривая равно все живые существа, она постепенно достигает высшей преданности Мне» (Бхагавад-гита, 18.54).

[4] «Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он понял, что Я — Причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко» (Бхагавад-гита, 7.19).

[5] брахман̣о хи пратиш̣т̣ха̄хам, амр̣тасйа̄вйайасйа ча / ш́а̄ш́ватасйа ча дхармасйа, сукхасйаика̄нтикасйа ча — «Затем он постигает, что Я — основа Брахмана, неисчерпаемый источник бессмертия, вечной религии и высшего вида счастья, проистекающего из безраздельной преданности Мне» (Бхагавад-гита, 14.27).

[6] два̄в имау пурушау локе, кшараш́ ча̄кшара эва ча / кшарах̣ сарва̄н̣и бхӯта̄ни, кӯт̣а-стхо ’кшара учйате — «Существуют два вида живых существ: изменчивые и неизменные. Изменчивыми именуют души, находящиеся в подверженном видоизменениям материальном мире. А неизменными называют души, пребывающие в статичном мире Брахмана, лишенном разнообразия проявлений» (Бхагавад-гита, 15.16).

[7] два̄в имау пурушау локе, кшараш́ ча̄кшара эва ча / кшарах̣ сарва̄н̣и бхӯта̄ни, кӯт̣а-стхо ’кшара учйате — «Есть два вида сознательных существ: те, что подвержены иллюзии, и те, что не подвержены. В этом мире все от создателя вселенной до низших тварей подвержены иллюзии, поскольку не понимают истинной цели, ради которой существуют. Не подвержены иллюзии и пороку лишь те, кто открыл свою изначальную природу слуги — кто понял, что существует только для того, чтобы служить Безусловной Красоте. Они предаются играм со Мной в Моей вечной обители» («Бхагавад-гита», 15.16).

Запись опубликована в рубрике 39. Иерархия мироздания — планы бытия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.