Скачать:
- аудиозапись в MP3 (18 мин. 38 сек., 17,3 МБ)
- транскрипцию в RTF (203 КБ)
- транскрипцию в PDF (204 КБ)
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Преданный: Речь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, обращенная к санньяси, которые отправлялись на запад, в этой речи он говорит: «Чайтанья Матх — это проявление Божественности». Он просит распространить это явление повсюду.
Шрила Шридхар Махарадж: Он имел подобную убежденность, непоколебимую убежденность. Однажды, когда он находился в Пури… Махарадж Маниндра Нанди был очень щедрым человеком, склонным к благотворительности и широко помогал представителям сахаджия-лагеря деньгами. Он встретился с нашим Прабхупадой в Пури. Представители сахаджия-группы не признают этот Йога-питх Маяпур — место рождения Махапрабху. Этот вопрос был затронут, и Прабхупад сказал этому Махараджу (он держал в руках Туласи-малику в момент беседы), он сказал: «Махарадж, с этой Туласи-малой в руке я заявляю: «То, что Бхактивинод Тхакур выразил, описал в качестве места рождения Махапрабху — никто в этом мире, любом ином мире, не сумеет опровергнуть решение Бхактивинода Тхакура, подвергнуть сомнению. Никто не сумеет бросить ему вызов, никто не будет в силах».
#00:02:17#
Они утверждают, что Прачин Маяпур — это место рождения Махапрабху, на другой стороне Ганги. И это дело рассматривалось в суде Кришнанагара. И судья решил дело в пользу Прабхупады, что это — подлинный Маяпур, изначальный Маяпур, не Прачин Маяпур на другой стороне Ганги место рождения Махапрабху.
#00:02:56#
В другой раз он сказал… Возник конфликт с местными мусульманами: они хотели получить определенный участок земли. Один из его учеников добился компромисса с мусульманами. Необходимая земля была приобретена. Взамен этого он предложил им другую землю, другой участок. И Прабхупад был очень неудовлетворен этим. Он сказал: «Я просил тебя приобрести эту землю, купив ее — не обменяв. На земле, которая уже находится в нашем владении, я хочу устроить Нитай-кунду. Эта земля необходима была для устройства Гаура-кунды рядом с Нитай-кундой, и земля предназначалась для этого. Ты сделал это, не спросив моего позволения. Я не могу принять подобное решение».
#00:04:13#
В ходе этой дискуссии он сказал: «У меня нет недостатка в деньгах. Храм Махапрабху здесь, и в нем великое множество драгоценностей. Если необходимо, я продам один из драгоценных камней из храма Махапрабху и получу за него кроры рупий, и так я сумею восстановить, реконструировать весь Навадвип таким, каким он был во времена Махапрабху». С чувством он сказал это: «Я продам драгоценный камень храма Махапрабху. Этот храм здесь, и кроры рупий я выручу за него. Я восстановлю всю область. Нет недостатка в деньгах». Он был выходцем с другой земли — земли веры. Он мог видеть, что находится внутри: Вриндаван, этот Навадвип…
#00:05:38#
Сварупа Дамодар и Шривас Пандит дискутировали: Вайкунтха полна богатства, а Вриндаван — всего лишь лес, джунгли, цветы, кусты. Вера — это чудесная потенция. Безграничная потенция заключена в вере, величайшее могущество, которое не может быть оценено по достоинству — ее истинные масштабы. Благодаря вере мы можем видеть любую фазу Абсолюта, степень и качество, это возможно. Бесконечные ресурсы, истинная ее природа не может быть измерена, и это нечто реальное. Это реальный аспект, и вот в чем чудо. То, что мы считаем в высшей степени чем-то воображаемым, нам говорят, что это — реальный фундамент. Посредством веры мы можем соприкоснуться с таким измерением, в котором Всемогущий, Всезнающий и столь многие другие безграничные атрибуты. Подобная Первопричина мироздания может быть достигнута с помощью веры.
#00:07:28#
сакала чха̄д̣ийа̄ бха̄и ш́раддха̄девӣра гун̣а га̄и…[1]
Бхактивинод Тхакур говорит: отбрось все и прославляй богиню Шраддху. Шраддха — вера. Мы — крошечные души. Как мы можем расширить пределы нашей веры? Все, что есть в наших руках, все наши представления — это безгранично малые части Абсолюта, бесконечно малые. Как мы можем расширить масштабы наших представлений? Вера. Что есть, а чего нет? Что реально, и что нереально? Наши щенячьи мозги не в состоянии оценить по достоинству. Все возможно.
#00:08:47#
Существует история в Пуранах. Один преданный низшего уровня спросил Девариши Нараду: «Чем занимается Нараяна?» Нарада Госвами ответил: «Через угольное ушко он проводит слона много раз. Проводит слона через угольное ушко». — «Ты обманываешь меня! Разве это возможно?»
#00:09:27#
В «Бхагаватам» сказано: ночь раса-лилы была ночью Брахмы. Это время вошло в эту ночь. Фактор времени: время может быть расширено, и пространство также может быть расширено. Время и пространство. В конечном счете, все это — формы мысли. Они могут быть сжаты и могут быть расширены. Мы лишь должны возвыситься до этого стандарта, усвоить этот стандарт. Видеть, дивья-даршан. Как видеть? Все, что мы видим, — безгранично. Все обладает безграничной возможностью. Лишь необходимо научиться видению, даршан. Как видеть? Как думать? Как оценивать? Обрести связь с Безграничным! Ты очень любишь общество ограниченных реалий. Ты окружен реалиями, наделенными ограниченной энергией, ограниченными перспективами. Тебе нравится это, и ты это получаешь, но вокруг тебя — безграничное.
#00:11:02#
майа̄ сантуш̣т̣а-манасах̣, сарва̄х̣ сукха-майа̄ диш́ах̣[2]
«Когда ты будешь удовлетворен связью со Мной, тогда ты увидишь, что со всех сторон приходят лишь благие вести». Тат те ’нукампа̄м̇[3]. Только научись тому, как смотреть, как оценивать окружающий тебя мир. ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄х̣[4] — мы были рождены в океане нектара, но то была наша судьба: мы оказались в мире ограничений и нужды. Всегда нужда, нужда, нужда. Но в действительности, ты — дитя земли нектара, амритасья путра. Только обрети связь, найди землю, на которой может жить твоя душа. Почва души — постарайся найти ее. Индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур — ты зашел так далеко, идя в ложном направлении.
#00:12:32#
индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур
индрийебхйах̣ парам́ манах̣
манасас ту пара̄ буддхир
[йо буддхех̣ паратас ту сах̣][5]
[Последнюю строку Шрила Шридхар Махарадж произносит так: буддхир атма махам парах]
Но ты — там, в том измерении, мой друг. Но ты отождествляешь себя с негативной стороной. На другой стороне — Параматма, Вайкунтха, Лакшми-Нараяна, Рамачандра, Дваракеш, Вриндаван. Постепенное развитие.
#00:13:11#
йад дха̄мнах̣ кхалу дха̄ма чаива нигаме брахмети сам̇джн̃а̄йате
йасйа̄м̇ш́асйа калаива дух̣кха-никараир йогеш́вараир мр̣гйате
ваикун̣т̣хе пара-мукта-бхр̣н̇га-чаран̣о на̄ра̄йан̣о йах̣ свайам̇
тасйа̄м̇ш́ӣ бхагава̄н свайам̇ раса-вапух̣ кр̣шн̣о бхава̄н тат прадах̣[6]
Наш Гуру Махарадж был очень доволен, когда читал эти стихи, написанные мной. Он заметил: «Прекрасный стиль!» И то, что было написано до этого.
#00:13:50#
лока̄на̄м̇ хита-ка̄мйайа̄ бхагавато бхакти-прача̄рас твайа̄
грантха̄на̄м̇ рачанаих̣ сата̄м абхиматаир на̄на̄-видхаир дарш́итах̣
а̄ча̄рйаих̣ кр̣та-пӯрвам эва кила тад ра̄ма̄нуджа̄дйаир будхаих̣
према̄мбхо-нидхи-виграхасйа бхавато ма̄ха̄тмйа-сӣма̄ на тат[7]
#00:14:13#
Это — стихи, посвященные Бхактивиноду Тхакуру. Его вера в Бхактивинода Тхакура была столь велика, столь глубока, что любую связь с Бхактивинодом он рассматривал как безграничную. Все, что связано с Бхактивинодом Тхакуром, безграничной природы. Безграничное также обладает качествами. С Брахмана начинается безграничное. Брахман, затем — Вайкунтха. Все безгранично — различные типы, виды безграничного. И Вайкунтха означает безграничное. Отсутствие кунтхи, отсутствие ограничения, измерения, отсутствие предела — Вайкунтха. Харе Кришна.
#00:15:22#
Чудесно, чудесно! Ваманадев. Говорится, адбхута-крама — чудесный шаг, походка, поступь Ваманадева. Шаг за шагом адбхута-крама. Его движение, Его сила чудесны, все жесты, позы полны, исполнены, чудесны. Джива, душа, чудесна. В Гите говорится:
#00:16:08#
а̄ш́чарйават паш́йати каш́чид энам
а̄ш́чарйавад вадати татхаива ча̄нйах̣[8]
«Есть те, кто говорит о душе, об атме: «Она чудесна!», а̄ш́чарйавач чаинам анйах̣ ш́р̣н̣оти. Тот, кто рассказывает другим о душе, тоже поражен. Тот, кто слушает, поражен и тот, кто рассказывает о душе, поражен. Подобное явление существует реально. Такова моя природа. Ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит: многие, даже услышав описание атмы, не в силах понять, не в силах найти никаких следов реального существования этого явления, тем не менее оно есть».
#00:17:17#
Однажды Джавахарлал приехал произнести речь в ходе избирательной компании в Калькутте. И пришли коммунисты, представители коммунистической партии, около четырехсот человек с красными флагами. Они кричали: «Джавахарлал, убирайся! Джавахарлал, убирайся!» И он сказал им: «Шестьдесят кроров человек живет в Индии, и я представляю их. А вас — четыреста человек, и вы заявляете мне: «Убирайся!» И я должен убираться?» Четыреста человек всего лишь. И кричите: «Джавахарлал, ступай обратно, уходи!» Но шестьдесят кроров человек хотят меня видеть. Что я могу поделать?» Таким образом.
#00:18:12#
а̄тма̄париджн̃ана-майо вива̄до
хй астӣти на̄стӣти бхида̄ртха-ниш̣т̣хах̣
вйартхо ‘пи наивопарамета [пум̇са̄м̇
маттах̣ пара̄вр̣тта-дхийа̄м̇ сва-лока̄т][9]
Определенная незначительная группа в малом количестве утверждает, что Бога нет: «Я не могу видеть Его». Подобно совам: сова не видит солнца, но это не означает, что солнца нет.
[1]↑ «Оставив все, будем же прославлять Шраддху Деви — Веру» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Шри Манах-шикша»).
[2]↑ акин̃чанасйа да̄нтасйа, ш́а̄нтасйа сама-четасах̣ / майа̄ сантуш̣т̣а-манасах̣, сарва̄х̣ сукха-майа̄ диш́ах̣ — «Тот, кто ничего не желает, кто обрел мир, контролируя свои чувства, чье сознание всегда уравновешено, и чей ум полностью удовлетворен во Мне, находит только счастье, куда бы он ни пошел» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.13).
[3]↑ тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкшама̄н̣о, бхун̃джа̄на эва̄тма-кр̣там̇ випа̄кам / хр̣д-ва̄г-вапурбхир видадхан намас те, джӣвета йо мукти-паде са да̄йа-бха̄к — «Всякий, кто терпеливо сносит лишения и беды, ниспосланные ему за прегрешения, оставаясь преданным рабом Твоим в делах, словах и уме, несомненно сорвет вожделенный плод освобождения, как наследник, смиренно сносящий выговор от родителя, получает все богатства» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.8).
[4]↑ «Внемлите, дети нектара!» («Шветашватара-упанишад», 2.5).
[5]↑ «Знай, что чувства выше материи, ум превыше чувств, разум выше ума, но душа, занимающая высшее положение, превосходит даже разум» (Бхагавад-гита, 3.42).
[6]↑ «Одно лишь сияние Его божественной обители было обозначено в Ведах словом «Брахман«, и лишь воплощение воплощения Его воплощения ищут, преодолевая невероятные трудности, величайшие из йогов. Самые возвышенные из освобожденных душ ослепительно сияют у Его лотосных стоп, кружа, словно шмели. Первоисточник даже изначального Шри Нараяны, властелина духовного неба, простирающегося над Брахманом, — Изначальный Верховный Господь, олицетворение нектарных вкусов, Шри Кришна — Тот, кого ты [Бхактивинод Тхакур] даруешь нам» (Шрила Шридхар Махарадж, «Шримад Бхактивинода-вираха Дашакам», 7).
[7]↑ «Ты [Бхактивинод] написал много книг и, используя разнообразные методы, признанные чистыми преданными, показал, какой должна быть проповедь беспримесного преданного служения Всевышнему на благо всего мира. Мы знаем о подобных великих свершениях в былые времена таких непоколебимых ученых как Шри Рамануджа и многих других ачарьев. Но твоя слава — слава самого воплощения нектара божественной любви — не проходит (и не может иметь предела) здесь, в этом мире» (Шрила Шридхар Махарадж, «Шримад Бхактивинода-вираха Дашакам», 6).
[8]↑ а̄ш́чарйават паш́йати каш́чид энам, а̄ш́чарйавад вадати татхаива ча̄нйах̣ / а̄ш́чарйавач чаинам анйах̣ ш́р̣н̣оти, ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит — «Некоторые созерцают душу как нечто поразительное, другие говорят о ней как о чем-то удивительном, кто-то слушает о ней как о чуде, но есть и такие, которые, даже услышав о душе, не могут постичь ее» (Бхагавад-гита, 2.29).
[9]↑ «Спекулятивный спор философов — «Этот мир реален», «Нет, он не реален» — основан на неполном знании Высшей Души и нацелен только на постижение материальной двойственности. Хотя такие споры бесполезны, люди, которые отворачивают свой взор от Меня, неспособны прекратить их» («Шримад-Бхагаватам», 11.22.34).