1079. 1981.08.27.A1.1. Преданность Джагадананды Пандита. О титулах «Прабхупад», «Вишнупад» и «Бхактивинод»

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Шри Джагадананда Пандит — воплощение Сатьябхамы в Двапара-югу, он отправился во Вриндаван. Махапрабху дал наставление, указание: «Делай это, не делай то. И до тех пор, пока ты остаешься там, следуй руководству Шрилы Рупы и Санатаны». И наставления Махапрабху, обращенные к нему, были следующими: «Ш́ӣгхра а̄сиха, та̄ха̄н̇ на̄ рахиха чира-ка̄ла(?) — ступай по Вриндаван, но не оставайся там долго, продолжительное время. Говардхане на̄ чад̣иха декхите ‘гопа̄ла’(?)[1] — не поднимайся на гору Говардхан для того, чтобы увидеть Гопала Мадхавендры Пури, с целью получить Его даршан. [Бенгали] — ты должен оказывать почтение браджабаси, та̄н̇-саба̄ра а̄ча̄ра-чеш̣т̣а̄ ла-ите на̄риба̄[2] — но не имитируй их практики, не подражай их практикам. До тех пор пока ты остаешься там, живешь во Вриндаване, следуй руководству Рупы и Санатаны». Таковы были наставление Махапрабху, обращенные к Джагадананде Пандиту.

#00:01:51#

Однажды Джагадананда Пандит, будучи во Вриндаване, встретил Санатану Госвами. Санатана Госвами нанес ему визит, как раз в это время Джагадананда Пандит держал в руках глиняный горшок, ссуд для приготовления пищи. В это время Санатана Госвами пришел, его голова была обвязана куском материи красного цвета. Джагадананда Пандит очень обрадовался, увидев эту красную ткань, и заметил: «Должно быть, это ткань нашего Махапрабху? Ты получил ткань от Него?» — «Нет-нет, — отвечал Санатана, — я получил эту ткань от некого Мукунды Сарасвати, санньяси».

#00:02:57#

Услышав это, Джагадананда завил: «Ты повязал себе голову этой тряпицей, этим куском материи этого санньяси, Мукунды Сарасвати, и ты смеешь называть себя последователем Махапрабху?!» В страшном гневе Джагадананда бросился на Санатану с горшком в руках, пытаясь ударить его по голове сосудом. Санатана, отступив назад, сказал: «Да, Пандит, то, что я хотел увидеть, — твою безраздельную, эксклюзивную любовь в Махапрабху, — я увидел. Я увидел ее теперь, я увидел ее моими собственными глазами, интенсивность эксклюзивной, безраздельной, тотальной любви к Махапрабху, поэтому моя жизнь увенчалась успехом. Мне очень повезло: я увидел человека, который питает столь великую, интенсивную любовь к Махапрабху».

#00:04:15#

И тогда до Джагадананды, что называется, дошло. Его гнев тут же улетучился, гнев был неуместным, он почувствовал стыд и замолчал. «Нет-нет, я совершил ошибку, ты один из главных последователей Махапрабху, и я решил, что ты испытываешь почтение к другому санньяси (майявади) и надел в качестве тюрбана его одежды, и я не в силах был это стерпеть, пожалуйста, прости меня».

[Харе Кришна, Харе Кришна]

#00:05:10#

Трогательно. Подобно тому как некоторые из нас [имеются в виду последователи Гаудия Матха — переводчик] не в силах терпеть того, что вы называете Свами Махараджа Прабхупадой, но их чувства вызваны, продиктованы любовью. Прабхупад питал столь великое почтение к Бхактивиноду Тхакуру, что он не в силах был терпеть, чтобы кто-то носил его титул. Одному джентльмену, Приянатху, его гуру дал титул «Бхактивинод». Прабхупад не в силах был терпеть и написал статью против этого джентльмена. Этот титул «Бхактивинод» — это немыслимо. Таким образом, этот вопрос чувства иногда имеет место быть. Нетерпение или откровенная враждебность.

#00:06:22#

Хотя мы находим, что Прабхупад — это обычный титул, это расхожий титул для Гуру: Прабхупад Пран Гопал Госвами, Прабхупад Прана Кришна. Это обычная практика в, скажем так, традиционной вайшнавской среде, и люди говорят сплошь и рядом: Прабхупад Атул Кришна Госвами, Прабхупад Бирачан Госвами. Прабхупад — это титул, дается практически всем уважаемым ачарьям гаудия-вайшнавских школ, течений. И мы также называем нашего Гуру Махараджа Прабхупадой, но другие последователи Прабхупады следуют тому же чувству, которое испытывал Прабхупада в отношении Бхактивинода Тхакура: не в силах терпеть.

#00:07:18#

Иногда Бон Махарадж принимал этот титул «Прабхупад» от своих учеников, и когда он это сделал, то зазвучали голоса протеста, раздались протестующие голоса. Сакхи Чаран, который построил большой храм в Йога-питхе и совершил много служения, говорил: «Бон Махарадж стал Прабхупадой наших дней». Саркастически он заявил: «Теперь Бон Махарадж стал Прабхупадой наших дней». И хотя ачарьи используют этот титул, с одной стороны, но с другой стороны, мы не можем игнорировать окружающую среду, людей, мы живем в обществе, поэтому Гуру «Ом Вишнупад», «Госвами» — титулы, все эти вещи используются в случае ачарьи. Эти титулы «Госвами», «Вишнупад», титул «Прабхупад».

#00:08:29#

Когда речь идет об инициации после Прабхупады [имеется в виду после ухода Прабхупады], тот, кто осмеливается инициировать, не должен использовать титул «Ом Вишнупад». И когда ко мне пришли с жалобами на некоего ачарью, который стал инициировать, использовать в свой адрес титул «Ом Вишнупад», я объяснил им: «Это шастра, это правило шастры: ученик обращается к Гуру, титулуя его «Ом Вишнупад». И этот титул следует использовать. Это правило шастры, этот человек действует строго в соответствии с шастрой, мы не можем запретить подобную практику и протестовать против этого. Если вайшнав является Гуру, тогда ученик должен ему оказывать подобное соответствующее почтение».

#00:09:34#

Постепенно число ачарьев Гаудия Миссии стало увеличиваться после ухода Шрилы Сарасвати Тхакура, и ученики стали использовать этот титул «Ом Вишнупада», обращаясь к своим Гуру. Вначале это было нечто ужасное для нас, нестерпимое. Но однажды, после того как инициация была дана, Джаджавар Махарадж… Я предложил Хаягриве Прабху (Мадхава Махарадж) и другим старшим духовным братьям (по отношению к Джаджавару Махараджу), чтобы Джаджавару Махараджу в нашей среде было отведено уважаемое, более высокое положение, потому что он придет в обществе учеников (более высокое сидение на постели, а мы все можем [сесть] на полу).

#00:10:59#

И Мадхава Махарадж (в то время он был Хаягрива Брахмачари) сказал: «Тот, кто принимает учеников, должен считать себя слугой всех остальных старших вайшнавов». Но поскольку он будет в присутствии учеников, новичков, то их чувства в отношении своего Гурудева… Наш долг состоит в том, чтобы лелеять эти чувства, холить и питать, а не обламывать». И хотя Джаджавар Махарадж младший в нашем кругу, тем не менее, поскольку он придет в присутствии учеников, мы должны отвести ему более почетное сидение, положение. И это было сделано. Мадхава Махарадж (Хаягрива Брахмачари в ту пору) протестовал.

#00:12:05#

Впоследствии Хаягрива Прабху убеждал меня, давил на меня с тем, чтобы я занял положение Ачарьи Гаудия Матха. Я отказался, сказав: «Нет, я не собираюсь занимать это положение, я не собираюсь давать посвящения, я не испытываю никакой внутренней склонности, внутреннего побуждение идти в этом направлении». Впоследствии Хаягрива Прабху (Мадхав Махарадж) сам стал принимать учеников. До того как он принял санньясу от Вайкханаса Махараджа, но пришел ко мне, когда я жил там, в хижине, и он просил позволения. Он говорил: «Я хочу, Махарадж, принять санньясу от вас, но я не могу оставить Маяпур, Чайтанья Матх (Он жил тогда в Чайтанья Матхе), а вы против Кунджи Бабу. Вы в оппозиции к нему, поэтому я не могу принять санньясу от вас, оставаясь при этом жить в Маяпуре, но, может быть, вы выберете мое имя, дадите мне санньяса-имя?» Я предложил санньяса-имя — Бхакти Дайита (мне нравится Дайита, потому что это одно из имен Прабхупады). «Бхакти Дайита» и либо «Дамодар», либо «Мадхава» — предложил я ему. Об этом ты спроси своего санньяса-гуру, и он выберет одно из них. Он ушел, принял санньясу и начал принимать учеников.

#00:14:00#

Затем однажды я отправился в то место, где он жил, и там обнаружил, что огромную асану он подготовил для себя, чтобы сидеть. Он ставил тилак. И когда мы посетили это место, то мы не нашли для себя никакого мест, где можно было бы сесть, и я спросил: «В чем дело?» мне ответили: «Джаджавару Махараджу нужно отдавать предпочтительное положение». Я спросил его: «Ты в свое время возражал, чтобы Джаджавару отвели почетное место, а теперь ты устроил себе гигантскую асану, из-за которой для нас не осталось ни пяди земли, на которую мы могли бы сесть».

#00:15:02#

Это абхиман, ачарья-абхиман, относительное суждение. Относительные суждения заставляют нас принять вещи определенным образом Ачарья-абхиман — абхиман ученика, эго ачарьи — эго ученика. Это необходимо, поскольку это способствует достижению нами нашей цели. Это позволено как с точки зрения шастры, так и с точки зрения социальных традиций. Шрути-шастра также говорит: «пита-мата-маха-гуру» — не дед маха-гуру и не бабушка — но мать и отец, то есть ближайшие родственники, которым мы непосредственно обязаны, они должны рассматриваться в качестве высочайших. Харе Кришна.


[1] «Не затягивай свое пребывание во Вриндаване и возвращайся как можно скорее. Кроме этого, не взбирайся на холм Говардхана, чтобы увидеть Божество Гопалы» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 13.39).

[2] дӯре рахи’ бхакти кариха сан̇ге на̄ рахиба̄ / та̄н̇-саба̄ра а̄ча̄ра-чеш̣т̣а̄ ла-ите на̄риба̄ — «Не старайся сильно сблизиться с жителями Матхуры, оказывай им уважение, но соблюдай дистанцию, потому что ты находишься на другом уровне преданного служения, а их образ жизни и привычки для тебя неприемлемы» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 13.37).

Запись опубликована в рубрике 67. Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж и Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.