109. 1982.11.07.C8.D1. Личность Шри Чайтаньи в поэзии Сварпупа Дамодара, Вриндавана даса Тхакура и Шридхара Махараджа

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Слушатель: Гуру Махарадж, в «Нектаре преданности» наш Гурудев [Шрила Бхактиведанта Свами] написал: «Было время, когда Кришна захотел разделить Себя на Радху и Кришну». Выходит, что было время, когда Они не были разделены. Было ли такое время, когда Радха и Кришна не были разделены?

Шрила Шридхар Махарадж: Нельзя сказать «было время», но оба аспекта вечны. Так написано в поэме, принадлежащей перу Сварупы Дамодара Госвами:

#00:01:02#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[1]

Существует стих, написанный Сварупой Дамодаром, и здесь говорится так: ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир — положение Радхи и Кришны таково, что Они нераздельны, пран̣айа-викр̣тир. Кришна имеет внутри Себя, Своего существа принцип любви, и когда эта потенция рассматривается, воспринимается более отчетливым образом, мы видим Радху. Радха есть определенная высшая потенция Кришны во всей Своей полноте, поэтому Они — суть одно и то же. Один не может существовать без Другой — это автоматически [буквально] так. Субстанция и Потенция. Кришна есть Субстанция, а Радха есть Потенция. Ни Субстанция не может жить без Потенции, ни Потенция не может существовать без Субстанции. Они — суть одно и то же, одно.

#00:02:52#

Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир. Она — хладини, высочайшая потенция Кришны, которая объемлет сат, чит (существование и сознание). Хладини. Хладини значит анандам. Анандам предполагает сознание и существование. Камень существует, но у него нет ни сознания, ни блаженства, а сознание предполагает существование, но блаженство может отсутствовать. Но блаженство (или анандам) заведомо предполагает существование сознания. Хладини-шакти есть экстатическая, экстатичная потенция, которая представляет всю потенцию, целое в высочайшем смысле, и это Радха. Поэтому Радха и Кришна суть одно и то же (или одно).

#00:04:18#

Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д. По этой причине эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау. Они — одно и то же, одно явление, одна душа, бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау. Мы видим: во Вриндаване Они разделены на пару, и эта пара совершает лилу, и другие параферналии исходят из Них обоих, эманируют из Них, деха-бхедам̇ гатау тау. Чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам — и кто такой Чайтаньядев? Опять же, когда Они вновь объединяются, Они становятся Чайтаньей.

#00:05:12#

В древности, в Двапара-югу, мы видим, в Голоке в лиле Радха и Говинда разделены. Но если с точки зрения единства мы рассматриваем Их, должным образом, то мы видим, что Они — суть одно, и какой будет природа этой Субстанции? То будет Чайтанья. Они Оба объединяются, и то — Чайтанья. Внешняя часть подобна Радхе, а внутренняя — Кришна. Когда Кришна, принимает, обнимает [буквально] Свою потенцию, то Он играет роль потенции, субстанция играет роль потенции, чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇.

[Обрыв записи]

#00:06:12#

Науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам. И кто есть Чайтанья? Ра̄дха̄-бха̄ва-дйути — сияние и настроение, внутреннее «Я» и внешнее проявление Радхи — и Кришна. Мы находим это объединение как Чайтанья Махапрабху. Внешнее проявление, внешняя сторона как Радха: энергия, которая выражена внешне, по отношению к окружающему миру, как Радха, как поиск Кришны, поиск единения с Кришной, Сам Кришна ищет Самого Себя. Когда на Него оказывает влияние тенденция, природа Радхи, когда Он окрашен в эти тона, то Сам Кришна ищет Себя: «Где Кришна?»

#00:07:13#

Это написал Сварупа Дамодар. Он написал о том, что есть высочайшая концепция Чайтанья-аватара, кто есть Чайтанья внутренне. Сваям Аватар Чайтанья — это Кришна в настроении Радхи, Ее настроение и сияние — таким мы находим Кришну. Он ищет Себя, Истина ищет Себя: «Кто Я? Что Я? Что Я и кто Я?» — такова природа Безграничного.

#00:08:01#

В других местах Вриндаван Дас Тхакур приводил аналогичный пример.

ла̄г бали’ чали’ йа̄йа синдху тариба̄ре
йаш́ера синдху на̄ дейа кӯла, адхика адхика ба̄д̣е[2]

Присутствует состязание между Нитьянандой и Чайтаньядевом. Нитьянанда-Баладева представляет сторону преданных — и с другой стороны Объект преданности, Тот, на кого преданность направлена. И один и другой безграничны. Группа преданных в целом — безграничное явление, шакти, потенция; объект преданности — Тот, на которого преданность направлена, — также безграничен, и происходит состязание.

#00:08:59#

Преданные говорят: Нитьянанда Прабху служит с бесконечной жаждой: «Я постараюсь исчерпать Твою славу, поведать о ней в полной мере, Я должен познать Тебя в полной мере», но объект познания безграничен, Он не может быть исчерпан, происходит состязание двух сторон. Но когда Они объединяются, эти две стороны, то…

#00:09:39#

Я написал шлоку, она содержится в «Према-дхама-стотрам». Я заключил в эту шлоку, я описал, показал темперамент Махапрабху, Его настроение танца. Он танцует словно безумец, Он обрел то, что искал, Он достиг. Испытывая удовлетворение, Он танцует, и танец есть эмблема [буквально] удовлетворенности. Танец — это удовлетворение от высочайшей реализации, Он безумно танцует, поскольку Он достиг своей цели. Это — анандам, когда Он пребывает в этом настроении танца, то тем самым Он демонстрирует: «Я достиг всего!»

#00:10:41#

А киртан — есть Его самораспространение, Он раздает Себя окружающему миру. Эти два симптома в самой интенсивной форме служат позитивным доказательством того, что Махапрабху — есть Высшая Реальность. Танец указывает на то, что Он самодостаточен, самоудовлетворен, а Его киртан указывает на то, что Он раздает Себя окружающему миру, это Его динамичная природа. Атма бантанам и нартанам[3] — эти симптомы указывают на то, что Махапрабху есть Высочайшая Реальность, Его танец и Его пение, воспевание Самого Себя, и крайние степени этого служат доказательством, подтверждением того, что Он есть Реальность в ее высочайшем состоянии.

#00:11:45#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау

Открытие, сделанное ачарьями, таково: на высочайшем уровне, в Голоке, существует два измерения. В одном измерении Кришна наслаждается со своими параферналиями, а в другом измерении они объединены, и в этом измерении Он раздает Свой Собственный капитал, Свое богатство публике, широким массам раздает Себя.

#00:12:28#

Два типа идеала присутствуют в высшей реальности: с одной стороны Он наслаждается в Своем кругу, а с другой стороны Он раздает то же самое наслаждение, той же степени другим. Два измерения в одном измерении, на одном уровне. И именно эти реалии демонстрируются в том храме. Голока-дхама имеет два измерения: аударья, мадхурья. Мадхурья — это та обитель, где Кришна играет со Своими родными и близкими, а аударья — это та обитель, где они раздают эту игру, это наслаждение другим. Одно и то же наслаждение, один и тот же уровень, явления высочайшего порядка. С одной стороны Он переживает этот вкус, а с другой стороны Он раздает этот вкус другим. Один уровень — речь идет о любви, любви в высочайшей степени или природы.

 


 

[1] ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» (Сварупа Дамодар Госвами; приводится в « Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.5; 4.55)).

[2] «Шри Ананта вечно стремится достичь берега океана славы Кришны, но не достигает желаемого, поскольку этот океан постоянно расширяется» («Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 1.71).

[3] Раздача Себя душам и танец.

Запись опубликована в рубрике 07. Личность и дар Чайтаньи в поэзии вайшнавов с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.