232. 1982.05.12.A.B1. Учение о связи звука и смысла

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Преданный: Как бы вы могли передать на английский термин шраута-вади?

Шрила Шридхар Махарадж: Говорится, что присутствует определенная связь между словом и смыслом. Звук отражает смысл. Есть мнение, представление, согласно которому существует научная взаимосвязь между звуком и смыслом.

#00:00:45#

Фундаментальная идея такова (это мнение Панини): шраута (звук) автоматически направлен на то, чтобы передать определенный смысл и значение. Они неотъемлемо связаны: ментальное измерение (мысль) и физическое измерение (подсознание) в нас, существует некая независимая связь с научной точки зрения.

#00:01:18#

И существует категория грамматистов нерукто-вади(?), то есть знатоков звука (шабды). Точно так же как в Вайкунтха-наме: Кришна-нам и Кришна-абхеда неотъемлемо связаны. Здесь, в феноменальном мире также существует подобное явление. Речь не идет об анархии. Так утверждает представитель определенной группы шраута-вади. Подобно тому как говорил Махапрабху: «Каждое слово означает Кришну».

#00:02:26#

В вьякаране также (в грамматике): когда Махапрабху начал объяснять, как каждое слово есть потенция Кришны, поэтому между ними присутствует связь. Мадхвачарья также говорит: «[Санскрит] — все эти классификации, если не навязывать некое другое направление, то смысл каждого слова направится непосредственно к Кришне, поскольку это Его потенция, и все связано с Ним».

Калидас говорит в «Рагхувамше» в начале, во вступлении к поэме:

#00:03:22#

ва̄гартха̄вива сам̇пр̣тктау ва̄гартхапратипаттайе
джагатах̣ питарау ванде па̄рватӣпарамеш́варау
[нет перевода]

Ва̄гартха̄ — слово и смысл, ва̄гартха̄вива сам̇пр̣тктау. Парвати и Парамешвара, Шива и Его потенция, Парвати. Каким образом они естественно связаны? Как ва̄г и артха̄, слово и его смысл. Ва̄гартха̄вива сам̇пр̣тктау — я кланяюсь им, я предлагаю им поклоны, ва̄гартха̄вива сам̇пр̣тктау ва̄гартхапратипаттайе — с тем, чтобы я мог распоряжаться свободным потоком, течением слов и смыслов.

[Обрыв записи]

#00:04:31#

Личности, которые являются родителями этого мира — па̄рватӣпарамеш́варау. Парвати и Парамешвара, Махадева. Три смысла возможны здесь. Парвати-па или Парвати-пати и Рамешвара. Рамешвара означает Нараяна. Вива сам̇пр̣тктау, па̄рватӣпарамеш́варау. Вива, ви означает рождение, ва означает вати — тот, кто ездит на спине птицы, то есть Брахма.

#00:05:28#

Таким образом, с одной стороны — Парвати-Парамешвара, Брахма, Шива, Хари, и затем — Брахма, Вишну, Махешвара. Три типа смысла даны Бадринатхом, великим комментатором Калидаса.

Как во взаимоотношениях между словом и смыслом, так и Шива есть артха (смысл), а Парвати есть форма (слово), внешняя оболочка. А внутренняя субстанция есть Шива-Махадева, таким образом. Шрота-варта — некая естественная связь между словом и звуком, звуком и смыслом. Одно порождает другое. Ментальный принцип порождает определенный звук. Подобно тому как звук взрывов: когда происходит взрыв, то слышится звук. Таким образом, из смысла формируется слово.

[Харе Кришна, Харе Кришна, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол]

Запись опубликована в рубрике 15. Ведическая литература - от древности до современности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.