400. 1982.01.04.B2. Смысл санньясы для вайшнава в Кали-югу

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Шрила Шридхар Махарадж: Есть ли еще вопросы?

Преданный: Каков смысл санньясы в нашей сампрадайе? Ведь Господь Чайтанья Махапрабху говорил о том, что санньяса в эту эпоху запрещена.

Преданный: Тот же самый вопрос: как мы можем принимать санньясу в нашей сампрадайе, если санньяса была запрещена? Господь Чайтанья цитировал один стих [бенгали].

#00:00:43#

Шрила Шридхар Махарадж: Объясняется так: это общий вопрос, актуальный не только для Гаудия-сампрадайи, но Рамануджи, Мадхвачарьи, даже Шанкары. Буддисты не слишком заботятся о руководстве Пуран, но школа Шанкары, школа вайшнавов… Шанкара был санньяси, и его последователи все санньяси в большинстве своем. Рамануджа, Мадхвачарья, Вишнусвами-сампрадайя также. И смысл таков: в Кали-югу санньяса в строгом смысле (карма-санньяса — так зовется это явление, когда человек оставляет все) невозможна.

#00:01:48#

В Сатья-югу, говорится, до тех пор, пока сохранялись кости, человек жил, до тех пор, пока кости продолжали существовать, жизнь оставалась в теле, в костях. В Трета-югу положение вещей изменилось. В Кали-югу [санскрит], говорится, продолжительность жизни зависит от пищи, поэтому, санньяса в строгом смысле невозможна в век Кали — карма-санньяса, когда оставляются все связи и занятия. Примером служит Валмики, он совершал тапасью. Белые муравьи съели его плоть, и плоть превратилась в землю, в прах, но он оставался в этом теле, поскольку оставались кости. Затем с помощью некого духовного чуда все его тело было восстановлено.

#00:03:21#

В Кали-югу без пищи и всех остальных удобств невозможно жить. В Кали-югу позволяется пост продолжительностью в двадцать четыре часа, не более того, тогда как в другие юги предписывался, по крайней мере, двенадцатидневный пост. Таким было общее правило. Искупление греха, если человек совершал какое-то преступление, то согласно Шастре он должен был поститься. Пост минимум двенадцать дней — то был принцип наказания за любой проступок или грех. Но в Кали-югу позволен только двадцатичетырехчасовой пост максимум, поскольку без пищи человек (или животное) не могут жить. Поэтому, карма-санньясу (полный разрыв связей с материальным миром) мы не в состоянии вынести.

#00:04:45#

[В Кали-югу принимается] вайшнавская триданда-санньяса, которая не носит радикальный характер — мы принимаем прасадам, совершаем служение. Когда мы следуем этим принципам, мы можем принимать санньясу. Махапрабху принял санньясу, Шанкарачарья, Рамануджа и все пионеры различных сампрадай — все принимали санньясу, но это не карма-санньяса. Санньясы бывают различных типов.

#00:05:34#

Вибхиша, нароттамаВидйа-санньяса считается в лагере искателей спасения высочайшим явлением. Их идея состоит в том, что когда человек осознает, что его связь с этим материальным миром носит негативный характер, он входит в духовное небо, обрубая все связи с материальным миром. Когда человек утвердился в этом сознании, то он понимает, что его связь с материальным миром пагубна для него. Он оставляет тело и уходит в духовный мир — видйа-санньяса.

#00:06:36#

хр̣ди кр̣тва̄ харим̇ геха̄т
правраджет са нароттамах̣[1]

В системе нароттама-санньясы человек понимает, осознает существование Бога в своем сердце, и, думая о Нем, он оставляет свои связи и обязанности домохозяина и уходит. Куда угодно он идет, он живет под деревом или в пещере, не заботясь о своей физической оболочке. Он не убивает свое тело немедленно, тот час же, но принимает то, что приходит к нему, или постится. Он оставляет свой дом, семейную жизнь навсегда. Это нароттама-санньяса.

#00:07:47#

И писания упоминают разные стадии. Триданда-санньяса связана со служением Богу посредством распространения вестей о Нем и служения обществу, людям. Это другое явление, совершенно иная категория, совершенно иное явление. Санньяси этой категории не испытывают отвращения к этому миру, но выполняют долг по отношению к Высшему миру. Они используют это тело, они приносят явления Высшего мира в этот мир и раздают их.

#00:08:54#

Это иная концепция санньясы, она обладает позитивной ценностью, подобно тому как воплощение Бога нисходит в этот мир, и его паршады (друзья, слуги) также посылаются Им, нисходят в этот мир, чтобы принести людям благо. Эти санньяси также являются посредниками Высшего мира и обретают большее богатство, нежели те, кто просто стремится обрубить все связи с материальным миром. Они стараются использовать свою связь с материальным миром и посредством этого обретают нечто подлинное. Они действуют в качестве посредников Бога, они принимают прасадам и совершают служение. Это проявление Вайкунтхи здесь, в этом мире.

#00:10:24#

Санньяса подразумевает… Когда члены двух армий складывают оружие — как это называется? [Перемирие? — подсказывают]. Не только перемирие, они не только прекращают войну, но за людьми, которые получили ранения на поле битвы и остались лежать на поле битвы, приходят шакалы, прилетают стервятники, и солдаты (их товарищи) с оружием в руках приходят, возвращаются, чтобы забрать их, чтобы не дать им стать жертвами шакалов и стервятников, отгоняют стервятников и шакалов, пытающихся полакомиться плотью их товарищей, павших на поле брани. Нечто в этом роде.

[Гаура-Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол]

#00:12:38#

Видйа-санньяса, вибхиша, нароттама.

Преданный: Махарадж, Видагдха Прабху прибыл.

Шрила Шридхар Махарадж: Какие новости?

Видагдха Прабху: Есть вопрос. Вы сказали вчера, вы упоминали Божество Господа Чайтаньи, которому поклонялась Вишнуприя Деви. Она закрыла лицо тканью, когда увидела его. Это Божество Гауридаса Пандита или некое другое божество?

Преданный: Шачимата закрыла лицо тканью… Я прошу прощения: Вишнуприя закрыла лицо тканью, вы говорили.

#00:13:33#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, когда она взглянула на мурти Махапрабху, оно настолько походило на изначального Махапрабху…

Преданный: «Это Божество Гауридаса Пандита, то же самое Божество?» — он спрашивает.

Шрила Шридхар Махарадж: Божество Гауридаса Пандита было установлено раньше. Божество Вишнуприи было установлено позже. Поза может быть другой.

Преданный: А где это Божество, мы можем его найти где-то, увидеть? Мы знаем, божество Гауридаса есть, но это Божество Вишнуприи…

Шрила Шридхар Махарадж: В ходе истории Божество устанавливалось


[1] йах̣ свака̄т парато веха, джа̄та-нирведа а̄тмава̄н / хр̣ди кр̣тва̄ харим̇ геха̄т, правраджет са нароттамах̣ — «Тот, кто пробуждается и осознает сам или с помощью других иллюзорность и нищету этого материального мира и потому покидает дом, положившись лишь на Личность Бога, пребывающую в его сердце, воистину является лучшим из людей» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.27).

Запись опубликована в рубрике 22. Санньяса — отречение от мира с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.