631. 1981.03.05.B2. Происхождение аханкары из махат-таттвы

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Госвами Махарадж: Есть одна шлока в «Бхагаватам»…

Шрила Шридхар Махарадж: То, что было сказано, ясно?

Госвами Махарадж: Да-да. В этой шлоке говорится:

махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д
бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т
крийа̄-ш́актир ахан̇ка̄рас
три-видхах̣ самападйата[1]

Это слова Капилы Муни.

Шрила Шридхар Махарадж: А в какой Песне?

#00:00:33#

Госвами Махарадж: В Третьей Песне. И Прабхупада объясняет, что вначале присутствует чистое сознание Кришны, а затем первое осквернение прорастает [буквально].

Шрила Шридхар Махарадж: А затем?

Госвами Махарадж: Первое осквернение приходит, ложное эго, аханкара. И он говорит: «Мы также видим в действительности, в реальной жизни: кто-то действует в рамках сознания Кришны, а затем внезапно его поведение изменяется».

Шрила Шридхар Махарадж: Вновь повтори это. Как начинается?

Госвами Махарадж: Махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д.

Шрила Шридхар Махарадж: Махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д…

Госвами Махарадж: Бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т.

Шрила Шридхар Махарадж: Бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т

Госвами Махарадж: Крийа̄-ш́актир ахан̇ка̄рас, три-видхах̣ самападйата.

#00:02:01#

Шрила Шридхар Махарадж: Крийа̄-ш́актир ахан̇ка̄рас, три-видхах̣ самападйата… Как Свами Махарадж переводит это?

Госвами Махарадж: Это не перевод, но объяснение.

Шрила Шридхар Махарадж: А что он говорит в объяснениях?

Госвами Махарадж: Он говорит: присутствует чистое сознание.

Шрила Шридхар Махарадж: Так, чистое сознание.

Госвами Махарадж: Чистое сознание Кришны.

Шрила Шридхар Махарадж: Чистое сознание Кришны. Как сознание Кришны отклоняется, превращается в сознание майи?

Госвами Махарадж: Да-да.

Шрила Шридхар Махарадж: Маха-таттва… Какое первое слово? Махат-таттва̄д…

Госвами Махарадж: Махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д.

Шрила Шридхар Махарадж: [Говорит на бенгали, обращаясь к Шриле Говинде Махараджу.]

#00:03:22#

Первое развитие пракрити на негативной стороне известно как махат-таттва. Пракрити развивается на негативной стороне — первый шаг, и в этом состоянии это явление известно как махат-таттва. Затем что говорится?

Госвами Махарадж: Викурва̄н̣а̄д.

Шрила Шридхар Махарадж: Викурва̄н̣а̄д. Затем начинается движение, первая негативная позиция, проявление в сторону негативного мира, «курванад» означает движение, крия (или творение). Махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д. Затем?

#00:03:59#

Госвами Махарадж: Бхагавад-вӣрйа…

Шрила Шридхар Махарадж: Бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т и махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д.

майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣
сӯйате са-чара̄чарам[2]

ахам̇ бӣджа-прадах̣ пита̄[3]

В Бхагавад-гите сказано. Пракрити. «Я, — говорит Верховный Господь, — помещаю семя [буквально] в лоно пракрити, и начинается движение, развитие на негативной стороне». Возникает мир, иначе говоря. Махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д. [Викурванад — викрита курвана.] Это движение негативного характера. Бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т — и причина — это бхагавад-вӣрйа, Его потенция, потенция Господа, самбхава̄т. Дальше?

#00:05:09#

Госвами Махарадж: Крийа̄-ш́актир ахан̇ка̄рас…

Шрила Шридхар Махарадж: Крийа̄-ш́актир ахан̇ка̄рас. Затем эта материальная субъективная характеристика рождается из выше обозначенных явлений. Материальная индивидуальная тенденция работать на земле эксплуатации порождаема в подобном вышеописанном процессе, в рамках этого процесса. Бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т: первая негативная стадия — это махат-таттва, а из махат-таттвы рождается негативная деятельность (аханкара) и принимает характеристики этого материального эго, [буквально] эгоистического эго, индивидуальности, и это эго начинает жить здесь, на этой земле в различных стадиях, в различных измерениях: Бхур, Бхувах, Свах и так далее, вплоть до Сатья-локи. Так джива возникает и живет в материальном мире, баддха-джива (порабощенная душа с ее аханкарой, эго).

#00:06:26#

Здесь описан процесс происхождения эго эксплуататора. Бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т. Майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣ сӯйате… ахам̇ бӣджа-прадах̣ пита̄ — в «Гите» сказано: Происходит зачатие, и, так сказать, пракрити приходит в движение, эквилибриум (равновесие) нарушается, и начинается постепенный процесс, в ходе которого возникает материальное субъективное, эгоистическое существование — сознание того, что «я хочу быть владыкой природы, я хочу быть владыкой многочисленных реалий, я хочу наслаждаться». Такого рода эго господина, аханкара рождается постепенно из этого состояния эквилибриума, от эквилибриума постепенный переход к индивидуальному образу, индивидуальной аханкаре. Подобное явление здесь описано.

#00:07:46#

Госвами Махарадж: В Ведах присутствует утверждение: эко [‘хам] баху шйам[4]

Шрила Шридхар Махарадж: эко ‘хам баху шйам

Госвами Махарадж: Говорится: «Эко — Кришна единый, и Он проявляет Себя во многих, во множество». Материально говоря, кажется, что это указание на некий момент, когда происходит генезис.

Шрила Шридхар Махарадж: В Голоке, в Вайкунтхе Его единство подразумевает то, что Он раджа, царь. Раджа, и есть праджа, то есть поданные, многочисленное субъекты власти. Сваям Бхагаван. Существует вечная органическая целая система служения Единому в рамках органического целого, а в случае материального мира — эко ‘хам баху шйам. «Эко ахам» означает «Мое джйоти, сияние». Таков смысл, здесь смысл «ахам» — «джйоти», поскольку «джйоти» — это тоже «Я» Верховного Господа. Баху шйам. Брахман — это также часть Его существа. И постепенно из этого Брахмана в состоянии эквилибриума (равновесия), начинается развитие, и возникают многочисленные субъекты в пракрити, в материальном мире. Таким образом можно объяснить этот процесс.

#00:09:26#

А в Голоке (в вечном мире) уже вечно существует система «единое — множество». Неха нанасти кинчана[5]. С одной стороны единое, с другой стороны множество, поскольку это единство и множество пребывает в гармонии. Нана — здесь с одной стороны нет множества, есть только единство, есть только Единый, поскольку есть единая унифицирующая потенция. И в этом смысле никакого множества нет, но в то же время оно есть, поэтому мы говорим о множестве, многообразии в единстве. С одной стороны есть множество, но с другой стороны в действительности есть Единый, единство, Один, поскольку это множество суть проявление или порождение единого. Неха нанасти кинчана.

#00:10:33#

Сарвам̇ кхалв идам̇ брахма[6]. Шанкарачарья говорит: «Куда бы я ни посмотрел, я вижу только Брахман». Но в данном случае Шанкарачарья принял лишь одну половину истины, поскольку он говорит: «Куда бы я ни посмотрел, я вижу Брахман». Он принимает лишь «Брахман», но он не принимает сторону «куда бы», «все». Но Махапрабху принимает и то, и другое: Бога и порождаемое Им бытие.

#00:10:54#

Эко ‘хам баху шйам. Речь идет о том, что в Голоке присутствует органическое целое, порождаемое единым началом (неха нанасти): единое начало и множественные проявления начала. А в материальном мире «эко ‘хам баху шйам» означает, что Брахмалока, баланс, эквилибриум нарушается, и порождаются, создаются многочисленные индивидуальные материальные аханкары. Эти истины упоминаются здесь Капилой в этом стихе. Единый как Брахма — это эквилибриум практически, и затем происходит толчок, и бхагавад-вӣрйа — начинается движение, и столь многие частицы выходят, так сказать, из Брахмалоки.

#00:11:53#

майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣
сӯйате са-чара̄чарам

ахам̇ бӣджа-прадах̣ пита̄

В Бхагавад-гите сказано.

Как из единого возникло множество? Как многие выходят из Единого? Как, каким образом? Один — в состоянии эквилибриума, а когда эквилибриум нарушается, то начинается дифференциация, прогресс, развитие. Различные индивидуальные аханкары, эго создаются, бесконечное число, и они наполняют собой бытие [санскрит], они входят в материальную концепцию, в этот поток.


[1] махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д, бхагавад-вӣрйа-самбхава̄т
крийа̄-ш́актир ахан̇ка̄рас, три-видхах̣ самападйата
ваика̄рикас таиджасаш́ ча, та̄масаш́ ча йато бхавах̣
манасаш́ чендрийа̄н̣а̄м̇ ча, бхӯта̄на̄м̇ махата̄м апи
«Материальное эго появляется из махат-таттвы, которая образуется из личной энергии Господа. Материальное эго прежде всего наделено созидательной энергией трех видов: благостной, страстной и невежественной. Эти три вида материального эго порождают ум, органы чувственного восприятия, органы действия и грубые материальные элементы» («Шримад-Бхагаватам», 3.26.23-24).

[2] майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣, сӯйате са-чара̄чарам / хетуна̄нена каунтейа, джагад випаривартате — «Сын Кунти, подчиняясь Моей воле, материальная энергия порождает многообразие движущихся и неподвижных форм жизни. Так мироздание создается и разрушается вновь и вновь» (Бхагавад-гита, 9.10).

[3] сарва-йониш̣у каунтейа, мӯртайах̣ самбхаванти йа̄х̣ / та̄са̄м̇ брахма махад йонир, ахам̇ бӣджа-прадах̣ пита̄ — «Каунтея, всевозможные виды живых существ рождаются из материнского чрева изначальной материи, тогда как Я — отец, дарующий семя» (Бхагавад-гита, 14.4).

[4] Он один, но Он проявляется в бесчисленных формах (Катха-Упанишада, 2.2.13; Чхандогья-упанишада, 6.2.3).

[5] «Многообразия не существует» (Катха-упанишад, 2.1.11).

[6] «Все есть Брахман» (Чхандогья-упанишад, 3.14.1).

Запись опубликована в рубрике 38. Субъективная эволюция — от сознания к материи с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.