166. 1982.01.18.B1. Рам-лила и Кришна-лила

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Ученик: У меня есть сомнения. Наш Гурудев говорил: «Когда Господь Рамачандра присутствовал в этом мире, мудрецы молили Его о тесной связи с Ним. Так в своих следующих жизнях они явились как гопи». Как возможно, что гопи в своих прошлых рождениях были мудрецами, гьяни?

#00:00:30#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, мудрецами. Причина такова: сукрити, естество, врожденная природа. Речь идет о связи с измерением ниргуна. Мудрецам не присущ одинаковый темперамент. Одни мудрецы суть…

#00:00:52#

[шлока]

Судьба одних мудрецов — достижение ниргуна-измерения, их гьята— и агьята-сукрити ведет их в этом направлении, бессознательно для них самих.

#00:01:15#

Такова ситуация повсюду. Сукрити — наш поводырь. В конечном счете, благодаря сукрити устанавливается благоприятная связь, и мы можем избрать свой путь в жизни.

#00:01:36#

Ментально муни были склонны к мужской природе, им был присущ мужской темперамент, а также склонность к отречению и аскезам — такое смешанное явление было характерно для их сознания. Но каким-то образом, когда они увидели Рамачандру, то благодаря своему сукрити в них проснулось стремление не наслаждаться, но служить, иметь такого рода очень близкую связь, близкое служение Рамачандре. Рамачандра, хоть и Кришна внутри, но внешне Он — Рамачандра. И они внешне — муни, но внутреннее побуждение их таково: стремление обрести тесную связь, очень интенсивные семейные отношения с Господом.

#00:02:56#

Сердца многих женщин, когда они увидели Рамачандру, загорелись влечением к Нему, они пожелали служить Ему в качестве жен, но Рамачандра пообещал иметь только одну жену. Отец Рамачандры имел тысячи жен, однако Рамачандра женился лишь на одной женщине — такой была Его позиция. Рамачандра сказал им: «Да, вы испытываете влечение к Моему духовному телу. Вы стремитесь не наслаждаться, но служить, но это служение невозможно. В этом воплощении Я дал определенное обещание. Вы обретете желаемое в Кришна-аватаре. В этом случае это возможно». Сваям-Бхагаван пообещал одарить их подобным служением: «Ваше желание будет исполнено, когда Я низойду как Кришна». Так было устроено. В этом нет никакой аномалии, поскольку Кришна — сваям-рупа — изначальная Личность и квинтэссенция всех аватар. Это самое всеобъемлющее и самое тонкое измерение. Со всеми иными воплощениями связан частичный долг, но наиболее универсальный долг — привлекать всех и взаимодействовать со всеми, — подобное явление возможно лишь в Сваям-Бхагаване.

#00:05:15#

Существуют различные группы, которые гармонично сосуществуют. Ватсалья-раса, материнство, родительские отношения, дружба — каждый находится на своем месте и каждый на своем месте стремится служить Господу и любить Его. Однако изначальное, наиболее всеобъемлющее, тонкое и, можно сказать, самое либеральное измерение — это измерение Сваям-Бхагавана Кришны. В этом измерении даже переступаются правила, рамки наших представлений о морали. Господь выше закона, Он вне закона — настолько Он благ, настолько любящ, что закон не принимается в расчет. Понятие закона отсутствует — там в нем нет необходимости. Господь за пределами закона.

#00:06:33#

Лишь наше эго осмеливается навязывать Ему некий закон, но это тщетная попытка. Как много мы можем знать о Безграничном? Только диг-даршан, лишь указание направления. Мы можем сказать: «Нечто в этом роде». Утешительным можно считать такое понимание: «Нечто в этом роде». Однако мы имеем дело с Океаном. Объяснения на основе знания, с целью удовлетворить наш подозрительный ум, невозможны. Господь безграничен.

Харе Кришна,

#00:07:26#

В исключительных случаях можно видеть, когда у Рамачандры возникала потребность в помощи Гаруды, который в большей степени связан с Кришной, нежели Хануман, который связан с Рамачандрой. Однажды возникла такого рода необходимость на Ланке: Рамачандре пришлось вспомнить Гаруду, когда Он был связан змеями (нага-паша). Тогда Хануман сказал Ему: «Вспомни Своего слугу Гаруду». И когда Гаруда явился, змеи исчезли. Рамачандра был освобожден и Гаруда попросил Рамачандру о благосклонности: «Я знаю, Ты — мой Владыка, но служение Тебе как Рамачандре — исключительное право Твоего слуги Ханумана. Но если Ты доволен мной, то, пожалуйста, предстань передо мной сейчас в образе двапара-юга-аватары Кришны». Рамачандра отвечал ему на это: «Это можно устроить, но наедине». Тогда Гаруда создал своими крыльями нечто вроде шатра и там, под этим прикрытием, Рамачандра явил Себя в образе Кришны. Хануман, находясь рядом, не в силах был это терпеть.

#00:09:47#

Хануман также получил свой шанс в Двапара-югу, когда Гаруда отправился сорвать голубые лотосы. Эти лотосы находились в компетенции Ханумана, и Хануман стал игриво возражать Гаруде. Однако Гаруда не слушал его и тогда Хануман игриво подверг испытанию могущество Гаруды и очень быстро одолел его. Гаруда потерпел поражение в схватке с Хануманом, Хануман схватил Гаруду, засунул его подмышку, взял эти голубые лотосы и отправился в Двараку к Кришне. Кришна услышал: «Джая Рама, Джая Рама,»… Хануман всегда громко призывает Имя Рамы. «Джая Рама, Вся победа Раме,» Так Хануман вошел в Двараку, и Кришна знал, что Хануман желает видеть Рамачандру, он не желает видеть Кришну. Кришна попросил одну из Своих цариц принять образ Ситы и сесть слева от Него. «Я приму образ Рамачандры, — заявил Он, — поскольку Хануман сейчас будет здесь». Говорят, что Сатьябхама отказалась. Рукмини приняла образ Ситы и Хануман, явившись с голубыми лотосами, увидел Рамачандру и Ситу. То были Кришна и Рукмини. Сударшан же охранял ворота. Когда пришел Хануман, то Сударшан не позволил ему ступить на территорию Двараки, и тогда Хануман высунул палец, и палец стал настолько большим, что Сударшан, подобно кольцу, был нанизан на этот палец, а Гаруда был подмышкой Ханумана. Сатьябхама не могла принять образ Ситы, ей пришлось спрятаться за троном. Эти трое были горды. Кришна в этой лиле сокрушил их гордость.

#00:12:49#

Итак, Хануман пришел и Кришна в образе Рамачандры спросил:
— Что у тебя на пальце — круглая чакра, диск?
— Он [Сударшан] не позволял мне войти, поэтому я надел его на палец.
— А кто у тебя подмышкой?
— Птица. От этой птицы я услышал о том, что Тебе нужны голубые лотосы. Она не могла собрать их, я собрал эти лотосы и решил повидать Тебя.
— Освободи ее.
Гаруда был отпущен.
— А кто это, — спросил Хануман, — прячется за троном? Какая-то женщина.
Сатьябхама вышла из-за трона. Тщеславие, гордость этих троих были сокрушены по воле Кришны — такова лила. Хануман же получил возможность во время кришна-лилы увидеть Господа своего сердца, Владыку своего сердца — Рамачандру. Гаруда так же воспользовался преимуществом рама-лилы, чтобы обрести даршан Кришны на Ланке.

#00:14:32#

На юге [Индии] Махапрабху использовал следующий аргумент. Муни, дандакаранья-васи-риши, и шрути получили возможность принять участие в мадхура-раса-лиле Кришны, тогда как сама Лакшми Деви не получила такого доступа. Какова же причина этого? И тогда Вьенкатта Бхатта, отец Гопала Бхатты Госвами, был растерян, услышав это. «Я не в силах был представить, — сказал он, — что здесь сокрыты подобные глубины сиддханты, понимания».

#00:15:27#

«Мы просто знаем, что Лакшми — супруга Нараяны, а Кришна — воплощение Нараяны». Тогда Махапрабху возразил: «Нет, нет, Кришна выше Нараяны, Лакшми Деви получила привилегию полноты служения Нараяне. Но если это так, почему же она стремится к раса-лиле? Стало быть, в Нараяне есть некий недостаток, и то нечто, чего нет в Нараяне, есть в Кришне. Именно поэтому у Лакшми Деви возникло подобное желание, но она не обрела доступа». С другой стороны, муни, риши этот доступ получили, поскольку хотели войти туда через гопи, под руководством гопи. Они усвоили умонастроение гопи, тогда как Лакшми Деви, сохраняя свою божественную природу, хотела приблизиться к раса-лиле [напрямую], но это невозможно. Сама Лакшми Деви совершала аскезы, прилагая максимум усилий, чтобы обрести доступ, но была лишена такой возможности.

#00:17:09#

Но, с другой стороны, когда гопи встречают Нараяну, они выражают Ему почтение и прославляют Его. Они молят Его о сохранении своего влечения к Кришне, они не испытывают влечения к Нараяне. Нараяна лишен внутреннего очарования для них, тогда как Лакшми Деви внутренне очарована Кришной, раса-лилой. И мы можем таким образом решить: «Кто из Них где? Кришна и Нараяна: кто из Них занимает верховное положение?»

#00:17:51#

Аргументы Махапрабху всегда были основаны на здравом смысле. И в разговоре с санньяси Бенареса о том, является ли Шива Абсолютом, Махапрабху использовал в качестве аргумента Гангу. «Ганга, — сказал Он, — берет свое начало у стоп Нараяны, а Шива принимает эти воды Ганги на свою голову. Таким образом, решите, каково положение Нараяны и каково положение Шивы. Источник Ганги — божественные, лотосоподобные стопы Нараяны, а Шива принимает ее воды на свою голову. Так вы можете решить, каково положение Нараяны и Шивы». Шива — слуга. Ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣ — так сказано в «Бхагаватам»[1]. Эта концепция — истинное представление о природе этих вещей. Махапрабху всегда использовал аргументы такого рода, основанные на здравом смысле. Так Он утверждал Свои позиции, различные идеи, превосходство различных концепций Божественности.

[Гаура Харибол, Гаура Харибол, Гаура Харибол, Гаура Харибол, Нитай-Гаура… Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол]

 


[1] «Господь Шамбху (Шива) — величайший из вайшнавов» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.16).

Запись опубликована в рубрике 13. Лила — игра чудесного Абсолюта с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.