540. 1982.02.15.A1. Сва-дхарма и бхагавата-дхарма

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Преданный: Гуру Махарадж, все, что мы воспринимаем здесь, является проявлением взаимодействия гун материальной природы. Когда преданный Господа занят какой-то деятельностью в этом мире, соприкасается с этой материальной природой, он тоже действует в различных гунах?

Шрила Шридхар Махарадж: Акхаянанда Махарадж, где он? Пусть он повторит, объяснит вопрос.

Акхаянанда Махарадж: Арджуна действовал как кшатрий. Такова была его природа, он вынужден был действовать как кшатрий, хотя он был преданным Господа. У каждого преданного есть определенный характер, определенная природа.

#00:01:06#

Шрила Шридхар Махарадж:

сва-дхарме нидханам̇ ш́рейах̣
пара-дхармо бхайа̄вахах̣[1]

Это в целом, в общем, относительное положение, сва-дхарма. Арджуна играет определенную роль, и Кришна дает совет согласно его конкретному положению. Обычно дается совет согласно относительному положению, но в конце концов дается сравнительный анализ. Дается высшая цель — сарва-дхарма̄н паритйаджйа[2]: «Оставь все самые разные представления о долге и иди непосредственно ко Мне. Это самая высшая цель из всего, что есть».

#00:01:56#

све све ‘дхика̄ре йа̄ ниш̣т̣ха
са гун̣ах̣ парикӣртитах̣[3]

Когда ребенок еще маленький, он играет, мать очень довольна: «Какой хороший мальчик! Он все время занят играми». Но когда ребенок вырастает, становится студентом и продолжает развлекаться, пренебрегая своими занятиями, тогда мать будет ругать его, наказывать: «Почему ты развлекаешься? Занимайся своими уроками!»

#00:02:36#

Итак, согласно нашему положению будет оцениваться наши действия. Понимаете это? Это ясно? Арджуна занимал определенное положение, и от него ожидалось, что он будет сражаться. В таком положении он был, поэтому Кришна настаивает на этом. Однако в абсолютном смысле Он говорит: «Оставь все, будь преданным, будь Моим преданным! Где бы ты ни находился, в каком бы положении ты ни находился, направь свою жизнь ко Мне, построй свою жизнь так, чтобы двигаться ко Мне». Это наиболее главное, общее указание. Где бы ты ни был, — призыв такой, — возвращайся домой, приди домой! В относительном смысле, так сказать, локально, это — ступенчатый процесс: шаг за шагом. Вначале нам говорят, скажем: «Ты должен сесть на пароход, затем на поезд, затем на самолет», и будут даваться конкретные указания для каждой стадии. Но главный призыв, главное указание: «Так или иначе, двигайся по направлению к дому! Или самолетом, или пароходом, или пешком — так или иначе. Самое главное — направляйся к дому».

Как его зовут?

Преданный: Сатьянанда.

Шрила Шридхар Махарадж: Он приехал из Маяпура?

Преданный: Да, он приехал вчера вечером.

Шрила Шридхар Махарадж: Хорошо.

Преданный: Он хочет остаться здесь на несколько дней.

Шрила Шридхар Махарадж: Хорошо.


[1] ш́рейа̄н сва-дхармо вигун̣ах̣, пара-дхарма̄т свануш̣т̣хита̄т / сва-дхарме нидханам̇ ш́рейах̣, пара-дхармо бхайа̄вахах̣ — «Лучше следовать своему предназначению — пусть даже несовершенно, нежели идеально исполнять чужой долг. Даже смерть может быть благом при исполнении своего предназначения, тогда как следовать по чужому пути опасно» (Бхагавад-гита, 3.35).

[2] сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

[3] све све ‘дхика̄ре йа̄ ниш̣т̣ха, са гун̣ах̣ парикӣртитах̣ / випарйайас ту дош̣ах̣ сйа̄д, убхайор эш̣а ниш́чайах̣ — «Не подлежит сомнению, что неукоснительное выполнение человеком обязанностей, соответствующих его положению, считается истинной добродетелью, тогда как уклонение от них является грехом» (Шримад Бхагаватам, 11.21.2).

Запись опубликована в рубрике 33. Дхарма — учение о долге с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.