680. 1982.01.13.B1. Ведическая концепция Кали

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Преданный: Махарадж, каким образом концепция добра и зла явилась, возникла? Концепция добра и зла — как она появилась, эта концепция?

Шрила Шридхар Махарадж: Когда у нас возникает отдельный интерес, когда мы начинаем стремиться, начинаем преследовать отдельный интерес, когда мы отклоняемся от общего интереса в сторону частного интереса — подобная идея.

#00:00:40#

бхайам́ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д
ӣш́а̄д апетасйа випарйайо ‘смр̣тих̣
тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там́
бхактйаикайеш́ам́ гуру-девата̄тма̄[1]

Бхайам́ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д. Когда возникает сознание отдельного интереса. Конечно, подобная возможность была дана нам, поскольку мы — суть татастха-шакти (пограничная потенция). Это нечто специфическое, специфическое явление — татастха-шакти, — поскольку оно наделено способностью адаптации к двум сторонам, кутастха (недифференцированное состояние), когда отсутствует индивидуальность.

#00:01:39#

двау бхӯта-саргау локе ’смин
кшараш́ ча̄кшара эва ча[2]

В Бхагавад-гите сказано: существует два вида творения: динамичное и статичное, недифференцированное и динамичное. Кшарах̣ сарва̄н̣и бхӯта̄ни. Все, что мы видим, принадлежит области кшары. А акшара (то, что не может быть распознано, увидено, дифференцировано) — однородная субстанция, природа которой непостижима для нас. Это акшара. А Я [Господь] нахожусь за пределами этих двух начал:

#00:02:30#

йасма̄т кш̣арам атӣто ’хам
акш̣ара̄д апи чоттамах̣
ато ’сми локе веде ча
пратхитах̣ пуруш̣оттамах̣[3]

За пределами Брахма-локи. Брахма-лока — акшара, а этот материальный мир — кшара (подвержен изменениям, трансформациям), тогда как в сфере Брахмана, Брахма-локи отсутствует трансформация. За пределами и того и другого — Моя обитель. Кш̣арам атӣто акш̣ара̄д апи чоттамах̣. Таково Мое положение. Там Мое царство, Моя обитель, и ты можешь вступить в эту обитель — йад гатва̄ на нивартанте, тад дха̄ма парамам̇ мама[4] — и можешь жить там счастливо. Это земля преданности, земля служения.

А здесь — земля, область самоутверждения. Там же — земля самопредания Первопричине. Находиться в гармонии с волнами, исходящими из Центра всего блага, всей любви, танцевать в волне этого любящего мира — вот что необходимо. Так нам говорят.

#00:04:13#

Преданный: В христианской теологии существует идея личности, олицетворяющей зло: Дьявол или Сатана. С нашей точки зрения существует ли…

Шрила Шридхар Махарадж: Речь идет об олицетворенном искушении, о силе, которая отвлекает нас от этой универсальной гармонии с Богом. Адам и Ева жили счастливо на границе мира шаранагати, в пограничной зоне, в начале области самопредания они жили. И древо познания добра и зла: «Вы можете жить самостоятельно, — было сказано им Сатаной. — Зачем вам нужно упование на Бога? Воспользуйтесь своей свободной волей». Такого рода искушение, соблазн.

#00:05:19#

Они были соблазнены, сорвали плод древа познания добра и зла и приняли на себя ответственность: добыча хлеба насущного и так далее и так далее. Иными словами, они переложили ответственность за свою жизнь на свои плечи, взяли в свои руки плод древа знания. Знание такого рода — самоутверждение: попытайся познать себя самостоятельно, не уповай на Бога, отклонение от шаранагати. И когда это произошло, они были вынуждены зарабатывать на хлеб насущный в поте лица, они стали ответственны. Такова идея.

Только эта трудность. Если они уже находились в этой области, то как они могли упасть? Джая и Виджая находились на границе, не в области самой Вайкунтхи. И речь идет о буферной зоне, пограничной зоне. Люди, живущие в этой области, сталкиваются с трудностями.

[Преданный пытается спросить о Кали]

#00:06:56#

Кали — это нечто вроде Сатаны, майя. В целом Кали несколько отличается, это принцип соблазна, соблазняющий принцип, влекущий, завлекающий, увлекающий выступать против воли Провидения. Антибожественный принцип, принцип атнибожественности. Это майя. Но майя (Сатана) также в конечном счете находится в юрисдикции Бога. Тем не менее его существование, его роль соблазнителя дозволяется. С другой точки зрения он помогает миропорядку, мироуправлению. Оппозиционная партия необходима хорошему правительству, хорошей администрации. Нечто в этом роде.

#00:08:08#

Преданный: В пьесе Кави Карнапура с названием «Чайтанья-чандродая» мы видим: Кали, Адхарма и Мита предстают как личности. У них есть некие тонкие тела?

Шрила Шридхар Махарадж: Кали, каково ее положение? Она в демоническом образе совершает свой танец разрушения, мучая дживу (душу). В конечном счете наказываются лишь демонические личности. Не преданные, но демоны становятся жертвами ее безжалостного обращения. Все они демоны — ее жертвы. Мы называем ее матерью, и мать наказывает нас безжалостно, поскольку мы лежим у ее стоп. Наказывая нас, она хочет очистить нас прежде всего.

#00:09:30#

В «Бхагаватам» сказано:

[шлока]

Баладев говорит: «Совет бесполезен, когда речь идет о животных. Совет неэффективен, только палка эффективна, когда ты имеешь дело с животным. Тот, кто имеет животные побуждения, животные импульсы, подобные асуры должны быть безжалостно наказаны. Безжалостное наказание — это участь асуров. Тогда в результате этого наказания возможно некоторое раскаяние, исправление, и тогда возможно давать им советы. В противном случае советы бесполезны».

#00:10:37#

Необходимо безжалостное (или физическое) наказание, и только когда они несколько очистятся, исправятся, возможно лечение иного рода. Но когда речь идет о тяжких криминальных тенденциях, необходимо такое наказание. И Кали — это потенция, которая ответственна за это безжалостное наказание представителей низшей категории живых существ, демонического склада, демонов. Такова идея. Джива беспомощна, джива подобна несовершеннолетнему, тогда как злые опекуны (ум, разум, чувства) управляют всем от имени этой несовершеннолетней дживы. Джива является собственником, если вычленить дживу, то эти опекуны бессильны (ум, разум и чувства), они лишь администраторы, дурные администраторы, дурные опекуны. Но истинный собственник — джива. И наказываются как менеджеры, управители, так и работники, которые злоупотребляют своим положением.

#00:12:19#

Преданный: Мой вопрос таков. Тонкие существа существуют в тонком измерении подобно полубогам, у которых есть тонкие тела, у духов есть тонкие тела. А эти личности — Кали, который управляет Кали-югой, Адхарма, Мита (вожделение, гнев) — это тонкие существа в тонких телах, которые влияют на людей в измерении тонкого ума?

Шрила Шридхар Махарадж: Что он говорит?

Преданный: Он говорит: Кали и другие личности имеют сукшма-деху (тонкие тела)? Они существуют как личности?

#00:13:00#

Шрила Шридхар Махарадж: В тонких телах они вечно существуют, а в грубых телах иногда приходят также, подобно тому как солнце на небосклоне [есть всегда], но ночью мы не видим солнца. Всякий раз, когда это необходимо, они приходят. Когда обычная администрация не способна что-то сделать, то призывают армию. Армия всегда есть, иногда военных зовут на подмогу, нечто в этом роде, и солдаты являются, выходят на сцену. В противном случае они где-то всегда есть, они могут выполнять свой долг в той или иной Брахманде — иногда в одной, иногда в другой. Иногда они скрыты, а иногда выходят на передний план. Там, где положение вещей очень плачевное, они выходят на поверхность, но сам принцип существует всегда, принцип неизменен. Они также нитья. Майя — нитья, мир — нитья (вечные). Поскольку потребность в этом вечная. Если мир вечен, то потребность в такого рода тенденции — наказании широких масс — этот принцип также вечен. Необходимо иметь дело с бунтарями. Правительственная сила, правительственная инстанция, которая контролирует ситуацию бунтарей, эта инстанция также вечная.

#00:14:49#

йада̄ йада̄ хи дхармасйа
гла̄нир бхавати бха̄рата[5]

Подобно тому как иногда Сам Господь приходит лично, а иногда посылает своих представителей. Иногда посылают полицию, армию, чтобы подавить бунт, чтобы спасти обычных подданных от великих беспокойств. Иногда Бхагаван приходит, чтобы облегчить страдания людей — это действия гражданской власти, а когда Кали посылается, чтобы исправить ситуацию, — это армия. Кришна приходит для того, чтобы избавить человечество от беспокойств, и это своего рода действия гражданских властей, тогда как действия армии и полиции — это Кали, контроль такого рода, контроль злодеев.

#00:15:58#

Преданный: Когда Махарадж Парикшит находился здесь, то личность Кали явился…

Шрила Шридхар Махарадж: Коли(?) и Кали — это две разные личности.

Преданный: Нет, я говорю о Кали, который явился Махараджу Парикшиту.

Шрила Шридхар Махарадж: А, об этом Кали. Кали тоже есть. В санскрите это разные слова и звучат они по-разному. Мать Кали и Кали (зло Кали-юги). Этот Кали (олицетворенное зло Кали-юги), его источник — это совокупность злодеяний обычных людей. Не индивидуальная личность, не индивидуальность, но коллективная совокупность [буквально] невезения, дурной удачи столь многих людей. Подобно тому как иногда человек может чувствовать себя здоровым, а иногда он испытывает дискомфорт.

#00:17:18#

Сатья, Трета, Двапара, Кали. Иногда человек чувствует себя хорошо, иногда чувствует плохо, в жизни человека так происходит. И в жизни человечества иногда происходит хорошее, а иногда — плохое. В результате их собственной коллективной кармы наступают дурные времена, приходит Кали. Затем Кали уходит, после того как он наказывает людей по-разному. Дурные результаты грехов. После того как люди наказаны, Кали уходит, и вновь наступает Сатья и затем Трета, Двапара, Кали. И вновь циклическое движение, подобно тому как на смену зиме приходит весна и так далее.

#00:18:26#

Хорошие времена и дурные времена бывают в жизни человека, и в жизни человечества также происходит чередование. Речь идет о коллективной карме, в результате этой коллективной кармы возникают обстоятельства: благоприятные и неблагоприятные. Кали — это неблагоприятные обстоятельства, и речь идет о совокупности действий столь многих людей. Он не есть отдельная личность, которая, движимая завистью или какими-то дурными чувствами, приходит наказывать людей. Нет, речь идет о карме, массовой карме, массовом эффекте, результат, совокупность карм (действий) широких масс. Все это приводит к возникновению неблагоприятных обстоятельств. Олицетворение этих неблагоприятных обстоятельств и есть Кали — неблагоприятная, дурная эпоха. А благоприятное время — в Сатья-югу. И постепенно происходит упадок: Трета, Двапара и затем Кали (неблагоприятное время для нас). Это результат нашей собственной коллективной кармы, не индивидуальной. Дурные обстоятельства, неблагоприятные обстоятельства порождены нашей собственной кармой. Не индивидуальным, но массовым образом, коллективно. Это Кали.

У тебя нет вопросов? Тебе ясна концепция Кали?

#00:20:41#

Преданный: Но он становится личностью?

Шрила Шридхар Махарадж: Наша карма порождает определенные обстоятельства. Эпоха и обстоятельства, порождаемые нашей кармой. Эпоха, окружающая среда, время и пространство имеют различные характеристики. Кали — это наша коллективная судьба. Речь идет о последствиях, плодах нашей собственной кармы. Дурная эпоха, дурное место или даже дурное тело порождаемы нашей кармой. Градация имеет место быть. Если последствия кармы дурные, и присутствует градация в этом дурном…


[1] »Когда живое существо попадает под влияние материальной энергии, которая отделена от Кришны, его охватывает страх. Поскольку материальная энергия отделяет живое существо от Верховной Личности Бога, его представления о жизни искажаются. Иными словами, вместо того чтобы считать себя вечным слугой Кришны, оно становится Его соперником. Это называется випарйайо ’смритих. Чтобы исправить эту ошибку, тот, кто обрел подлинную мудрость, поклоняется Верховной Личности Бога как своему духовному учителю, Божеству и источнику жизни. Так человек поклоняется Господу, идя путем чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.37; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.119; 24.137; 25.138).

[2] два̄в имау пурушау локе, кшараш́ ча̄кшара эва ча / кшарах̣ сарва̄н̣и бхӯта̄ни, кӯт̣а-стхо ’кшара учйате — «Существуют два вида живых существ: изменчивые и неизменные. Изменчивыми именуют души, находящиеся в подверженном видоизменениям материальном мире. А неизменными называют души, пребывающие в статичном мире Брахмана, лишенном разнообразия проявлений» (Бхагавад-гита, 15.16). [Шрила Гуру Махарадж произносит первую строчку из стиха 16.6]

[3] «Поскольку Я превосхожу не только обусловленных материей, но даже освобожденных живых существ, то ведические писания и обитатели всех миров прославляют Меня как Высшую Личность, Пурушоттаму» (Бхагавад-гита, 15.18).

[4] на тад бха̄сайате сӯрйо на ш́аш́а̄н̇ко на па̄ваках̣ / йад гатва̄ на нивартанте тад дха̄ма парамам̇ мама — «Мир, где нет нужды в свете солнца, луны и огня, достигнув которого, не возвращаются обратно, — это Моя духовная обитель» (Бхагавад-гита, 15.6).

[5] йада̄ йада̄ хи дхармасйа, гла̄нир бхавати бха̄рата / абхйуттха̄нам адхармасйа, тада̄тма̄нам́ ср̣джа̄мй ахам — «Каждый раз, когда на Земле воцаряется безбожие и религия приходит в упадок, Я лично нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты» (Бхагавад-гита, 4.7).

Запись опубликована в рубрике 40. Бог и боги с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.