797. 1982.02.19.B5. Значение и философские аспекты дней Экадаши

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

(«Мгновения Прекрасной Реальности», часть 7.5)

Преданный: Махарадж, сегодня Экадаши. Не могли бы вы рассказать нам что-либо о значении Экадаши?

Шрила Шридхар Махарадж: Экадаши? АпракритаАпракрита означает «нечто подобное пракрите», сверхъестественное, находящееся за пределами бренного, похожее на бренное, но не бренное — это апракрита, сверхъестественное. Поскольку присутствует подобие бренного, то используется это слово. Но мы должны помнить: нечто, отличное от бренного, но похожее на бренное, потому апракрита. Сверхъестественное, подобное естественному, материальному, бренному, похожее.

#00:01:28#

Мы находим здесь, в данном случае: под влиянием Луны здесь, в этом мире мировой жар или раса (раса означает жидкость в теле) возрастает, уровень (или объем, количество) жидкости увеличивается, и в самудре (океане) также происходит прилив или уровень воды… как это называется? прилив и отлив? Повышается уровень воды в полнолуние и в новолуние. И в том, и в другом случае уровень воды повышается, и потому дух наслаждения также усиливается.

#00:03:18#

Однажды мой Гуру Махарадж в 1928 или 1927 году в лекции на Курукшетре говорил об этом (я пересказываю его речи): «Это научное основание. Благодаря тому, что луна изменяет свою позицию, раса (объем жидкости в нашем теле) увеличивается, и тенденция эксплуатировать, наслаждаться усиливается. Поэтому пост необходим для того, чтобы нейтрализовать это внешнее движение природы. Пост необходим, чтобы спасти нас от подобной реакции. Пост был рекомендован».

#00:04:24#

Если человек вовсе не может поститься, тогда он может прибегать к определенной диете: он может принимать продукты, которые будут вызывать в меньшей степени возбуждение. Но главным образом — пост. Зачем, почему? Для того чтобы сдержать, подавить чувства, поскольку чувства в это время естественным образом становятся более интенсивными, и человек испытывает возбуждение и желание наслаждаться, посягает на окружающий мир. И для того чтобы сдержать эту тенденцию, для самоконтроля пост был рекомендован. Это один момент.

#00:05:33#

Но если речь идет о Центре, то в такие периоды Сам Кришна также испытывает большую потребность в наслаждении. И когда Кришна испытывает большую потребность в наслаждении, то преданные получают более широкие возможности совершать служение. Эти периоды очень ценны, представляют для них большую ценность. Кришна стремится наслаждаться, и преданный занят тем, что обеспечивает Его наслаждением, наслаждает Кришну. Он так занят этим, что у него нет времени на еду.

#00:06:20#

[Упа самипе васа(?) Упа означает самипе.] Он всегда остается рядом с Кришной и обеспечивает Его всем необходимым. Он настолько занят этим, что забывает свою еду и все остальное. Он хочет быть занятым в служении Кришне, поскольку в это время потребность в служении возрастает и вознаграждение также более велико. Вознаграждением служит любовь к Кришне, возрастание этой любви, Его милость.

#00:07:07#

Это одно положение, и другое положение, как было сказано: когда мы постимся, то мы «высушиваем» тело и наш дух наслаждения ослабевает. Эти два объяснения и много всего другого… Все есть сознание, все есть личность. Экадаши также имеет личностную природу, и она преданна служению Кришне со всеми своими спутницами. И в служении Кришне они задействованы настолько, что она не ест и не пьет и не позволяет другим членам своей группы не и пить, поскольку они постоянно, всегда заняты служением Кришне. Такой смысл также имеет место быть. Я ясно выражаюсь, нет?

Преданный: Да. В таком случае почему мы едим в Экадаши определенные продукты и не едим другие?

#00:08:33#

Шрила Шридхар Махарадж: Потому что эти продукты, которые мы принимаем, мене пагубны, они возбуждают не в такой степени. И также говорится в «Хари-бхакти-виласе»: определенные грехи принимают прибежище в этих местах — продуктах, которые мы отвергаем. Пап означает «грех», который любит принимать прибежище в определенных деревьях и растениях, и потому мы избегаем их. Так сказано.

[Гаура-Хари, Гаура-Хари, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол]

#00:09:30#

Преданный: Махарадж, не могли бы вы рассказать о том, каково значение двадаши?

Шрила Шридхар Махарадж: Экадаши, двадаши, пурнима и амавасья. Вначале двадаши… Иными словами, нам говорят: существует другой аспект этого. Экадаши, двадаши — это любимые титхи [лунные дни] Хари. Говорится, что эти два титхи очень любимы Хари, и в эти титхи если мы служим Хари, то Хари будет удовлетворен самым малым служением. Поэтому двадаши, экадаши — и то, и другое, эти периоды, эти дни очень любимы Хари. Экадаши называют более любимым периодом, но только в ашта-маха-двадаши мы не постимся в Экадаши и соблюдаем двадаши. В противном случае соблюдение Экадаши обязательно, хотя двадаши также почитаются и любимы Хари. Тем не менее Экадаши отдается предпочтение. И только в восьми случаях, когда происходят определенные комбинации в (накшатры, титхи и так далее), двадаши отдается предпочтение перед Экадаши.

#00:11:25#

Это время, этот период, когда наше скромное, малое служение принесет нам большее вознаграждение. Таков ключ к пониманию этого явления — Экадаши, двадаши. Если мы совершаем даже малое служение, то все же получаем великую награду. А награда означает према к Нему, прити, дух служения, наша искренность — все это усилиться, возрастет определенным образом. Хари хочет получать больше служения, поглощать, потреблять больше, поэтому это удача слуги состоит в том, что Хари требует служения, и потому такие периоды важны для слуг. Во время Экадаши и двадаши малое служение Хари более благотворно. Таков смысл.

[Харе Кришна, Гаура-Харибол]

#00:12:47#

И пурнима [полнолуние], и амавасья [новолуние]… С наступлением пурнимы и амавасьи раса, тенденция материального наслаждения достигает своего пика, поэтому до того как новолуние (полнолуние) настанет, возникает необходимость сдержать эту тенденцию.

Запись опубликована в рубрике 51. Философия и практика бхакти-йоги с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.