891. 1981.03.05.A1. Истинный смысл Веданты. Прабодхананда и Пракашананда

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Госвами Махарадж: Махарадж, можем мы вам задать вопрос?

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

Госвами Махарадж: Я слышал это, лока-хита[1]. Даже если наши вопросы могут не быть лока-хита, но ваши ответы всегда лока-хита. Лока̄на̄м̇ хита-ка̄ринау[2]. Чайтанья Махапрабху сказал: «Я чувствую Себя глупцом. Мой Гуру Махарадж сказал Мне: «Томара-муркха — Ты глупец»». Я даже не знаю, каковы правильные, уместные вопросы.

#00:00:48#

Шрила Шридхар Махарадж:

[прабху кахе— ш́уна, ш́рӣпа̄да, иха̄ра ка̄ран̣а]
гуру море мӯркха декхи’ карила ш́а̄сана[3]

мӯркха туми, тома̄ра на̄хика веда̄нта̄дхика̄ра
‘кр̣ш̣н̣а-мантра’ джапа сада̄,— эи мантра-са̄ра[4]

В Бенаресе, в собрании майавадинов Махапрабху признался, исповедался. Когда эти санньяси заявили Ему: «Ты один из нас, Ты принадлежишь к клану Кешавы Бхарати, Ты получил от него санньяс. [В их среде были Его духовные братья.] Ты один из светил нашей сампрадайи, но Ты не приходишь к нам, не встречаешься с нами. И не только это, но мы слышим, что Ты поешь и танцуешь и делаешь так много всего разного. Ты не принимаешь участия в серьезных дискуссиях, обсуждениях Веданты и медитации. Как это понимать? Но видя Твой образ, Твою фигуру, я не могу подумать, что Ты лицемер или Тебе не хватает, не достает неких качеств. Твой образ свидетельствует о том, что Ты благочестив, сияние исходит из Тебя, Ты светишься. И теперь мы хотим знать: почему Ты этим занимаешься (танец, пение) и не совершаешь медитацию, не обсуждаешь онтологию Веданты?»

#00:02:56#

Тогда Махапрабху сказал: «Мой Гурудев хотел, чтобы Я продолжал воспевать Имя Кришны. Он сказал: люди Кали-юги, массы наделены меньшими достоинствами, у них нет качеств, позволяющих обсуждать столь глубокое явление, как Веданту. Они должны призывать Имя Господа». — «Да, — ответили Ему санньяси-майявади. — Это неплохо — призывать Имя Кришны. Но почему Ты поешь, танцуешь и делаешь все это?» Тогда Махапрабху сказал: «Когда подобные чувства стали возникать во Мне, то Я спросил у Моего Гурудева: «Как это понимать? Когда Я призываю Имя Господа, то подобные чувства, сантименты возникают во Мне». И Гурудев сказал Мне: «Да, Ты очень удачлив. Подобные симптомы возникают в Твоем теле и уме». И также Гурудев процитировал фрагмент «Шримад-Бхагаватам»»:

#00:04:42#

эвам̇-вратах̣ сва-прийа-на̄ма-кӣртйа̄
джа̄та̄нура̄го друта-читта уччаих̣
хасатй атхо родити раути га̄йатй
унма̄да-ван нр̣тйати лока-ба̄хйах̣[5]

«Когда реальная преданность нисходит в сердце преданного, тогда эти симптомы неизбежно возникают в нем, поэтому тебе настолько повезло, что ты обрел эту кришна-прему, ты достиг пятой цели жизни». — «И я продолжаю», — сказал Махапрабху. Таким образом.

#00:05:30#

Зашел разговор о Веданте, начался диспут, и Махапрабху сказал: «Истинный смысл Веданты не сводится к имперсональной концепции. Но речь идет о персональной, личностной концепции. Почему вы утверждаете, — спросил их Махапрабху, — что Брахман есть высочайшая концепция Абсолюта? (Имперсональное представление, атха̄то брахма̄-джиджн̃а̄са̄, джанмāдйасйа йатах̣[6], как говорит Веданта). Все исходит из этого Начала, все сохраняется Им, поддерживается Им, и все в конечном счете входит в это высшее Начало, дух. Таковы симптомы, характеристики. Савишеша, не нирвишеша, многочисленные дифференцированные, специфические характеристики присутствуют в Нем. Он не может быть имперсональным, нирвишешей, лишенным качеств или признаков». Определенная группа этих санньяси была обращена.

#00:07:03#

Затем, по прошествии нескольких дней, когда Махапрабху, совершив омовение на Ганге, отправился к Божеству Бинду-Мадхавы в Вишну-мандир, там Он начал петь и танцевать. То было неподалеку, вблизи ашрама Пракашананды Сарасвати, и некоторые студенты Пракашананды Сарасвати сообщили учителю о том, что Чайтаньядев танцует и поет неподалеку, поет Имя Кришны. «Не хотели бы вы отправиться с нами посмотреть на Него?» И Пракашананда Сарасвати в обществе своих учеников пришел в то место, увидел эту сцену и был впечатлен. Он оставил школу майявады, и стал учеником Махапрабху и последователем теории вайшнавизма — савишеша, Кришна превыше всего, Кришна-концепция Бога является высочайшей. И некоторые говорят: «Но мы не признаем это мнение, не соглашаемся с этим мнением». Прабодхананда Сарасвати, тот Прабодхананда, который написал множество вещей о Махапрабху, о Навадвипе («Радхараса-судханидхи», «Вриндавана-шатака»)… Шишир Гхош, основатель «Амрита-базар-патрики», и другие вышеупомянутые люди считают, что Пракашананда и Прабодхананда Сарасвати Тхакур — это одна и та же личность. Дескать, Пракашананда Сарасвати был настолько впечатлен личностью Махапрабху, что написал все эти произведения.

#00:09:02#

Но мы считаем, что это не так. В «Бхакти-ратнакаре» мы находим: Прабодхананда был дядей Гопала Бхатты, тамильским брамином, а в кришна-лиле он есть Тунгавидья. Он не может быть майявади. Тот, кто в кришна-лиле является столь важной фигурой, не может быть майявади Пракашанандой, никогда. Так или иначе, Пракашананда утратил свое положение в школе майявады, присоединился к школе преданности Шри Чайтаньядева и отправился во Вриндаван, где провел последние дни своей жизни, призывая Харинам. Он был лидером майявада-сампрадайи тех дней в Бенаресе.

[Харе Кришна, Харе Кришна, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Нитай-Чайтанья]


[1] На благо всех живых существ.

[2] См. «Шад-Госвами-аштака», 2.

[3] Шри Чайтанья Махапрабху ответил Пракашананде Сарасвати: «О Мой господин, послушай, Я объясню, в чем причина. Мой духовный учитель считал Меня глупцом и потому ругал» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.72).

[4] „Ты глупец, — сказал он Мне, — Ты не способен изучать философию веданты и потому должен всегда повторять святое Имя Кришны. В нем суть всех мантр и гимнов Вед“ («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.72).

[5] «Человек, достигший подлинных высот в духовной жизни, черпает радость в повторении святого Имени Господа, который очень дорог ему. Эта радость приводит его в такое волнение, что он начинает громко петь Святое Имя. Такой человек плачет, смеется, неистовствует и поет, как безумный, не обращая внимания на посторонних» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.40).

[6] «Настало время вопрошать о Всевышнем. Лишь благодаря Господу возникает, сохраняется и распадается этот мир» («Веданта-сутра», 1.1.1-2).

Запись опубликована в рубрике 59. Учение вайшнавов, майавада и буддизм с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.