Скачать аудиозапись в mp3 (6 мин 36 сек, размер 3 Мб)
#00:00:00# Шридхар Махарадж: Есть ли какие-то вопросы? Сейчас девять. Людей из Майяпура сегодня нет?
#00:00:22# Ученик: Нет.
#00:00:23# Шридхар Махарадж: Из Калькутты вчера вечером приехали преданные.
#00:00:40# Ученик: Джива Госвами написал комментарий на десятую песню «Бхагаватам» — «Крама-сандарбха».
#00:00:47# Шридхар Махарадж: Что?
#00:00:48# Ученик: «Крама-сандарбха», а позже он возвращается обратно и пишет…
#00:00:55# Шридхар Махарадж: Возвращается обратно?
#00:00:57# Ученик: …и пишет другой комментарий — «Брихад крама-сандарбха». Каково различие между двумя этими произведениями-комментариями? Почему было необходимо написать новый комментарий?
#00:01:12# Шридхар Махарадж: Я не знаю, два комментария он написал, да? «Крама-сандарбха» — это «Бхагавата-сандарбха», это шестая из шести сандарбх. А то, о чем ты говоришь — это в «Прити-сандарбхе», в какой части? «Крама-сандарбха» и «Бхагавад-сандарбха» — это одно произведение, разве нет?
#00:01:42# Ученик: Нет.
#00:01:44# Шридхар Махарадж: «Крама-сандарбха».
#00:01:47# Ученик: Нет, это разные произведения.
#00:01:50# Шридхар Махарадж: Его тика на «Бхагаватам», ты говоришь? Это «Крама-сандарбха», а «Бхагавад-сандарбха» — она присутствует в другой книге. То есть, «Крама-сандарбха» — это комментарий к десятой песне.
#00:02:06# Ученик: Какая была необходимость писать другой комментарий?
#00:02:10# Шридхар Махарадж: Я не слышал название этого трактата — «Крама-сандарбха». Так или иначе, в чем суть вопроса?
#00:02:18# Ученик: Какая была необходимость, причина?
#00:02:23# Шридхар Махарадж: Какова причина?
#00:02:24# Ученик: Почему он написал «Брихад крама-сандарбху»?
#00:02:28# Шридхар Махарадж: Я не могу сказать. Если я взгляну на эти комментарии: «здесь дается такой комментарий, там другой комментарий», — тогда я смогу прийти к какому-то заключению. Но в общем и целом я могу заметить более развернутый комментарий, более подробный. «Брихад» означает «более подробный», анализ в большей степени, анализ онтологической стороны мы находим в таком произведении. «Лагху-Бгаватамритам» написана Рупой Госвами, а «Брихад-Бгаватамритам» написана Санатаной Госвами. «Брихад» означает более «расширенный вариант». Если ты мне покажешь эти комментарии, я смогу высказаться – «Брихад крама-сандарбха». В Десятой Песне, или всего «Бхагаватам»?
#00:03:32# Ученик: В Десятой Песне…
#00:03:05# Шридхар Махарадж: В Десятой Песне… Возможно, в этом произведении обращается к «Тикпани» Санатаны Госвами. «Тикпани дашама-сканда» Санатаны Госвами – это наиболее аналитическая, обширная книга, произведение, посвященное «Дашама сканде», десятой Песне. И возможно, он обращается в этой «Сандарбхе» к «Тикпани».
#00:04:00# Ученик: Это «Вайшнава-тошани».
#00:04:01# Шридхар Махарадж: Да, «Вайшнава-тошани». Джива Госвами — лейтмотив, основное направление его работы всегда было оказывать поддержку, показывать оправданность произведений его гуру – Санатаны, Рупы; показывать массам, публике. Он, Джива Госвами — природа его работы всегда была такой: показывать ученым, демонстрировать ученым обширные цитаты из различных Писаний.
И он показывал, опираясь на логику: то, что Рупа и Санатана дали, написали — оправдано с точки зрения Священных Писаний и также с точки зрения рассудка, разума. То было его служение, природа его служения всегда была такой – защищать наследие Рупы и Санатаны.
#00:05:22# Произведения, которые были написаны ими благодаря вдохновению от Махапрабху – то была львиная доля их произведений — произведения, источником которых было вдохновение, пришедшее от Махапрабху, внутреннее вдохновение. И они прибегали также к прамане, то есть свидетельству и логике. Джива Госвами отстаивал, утверждал позицию Рупы и Санатаны, обширно цитируя различные
Писания и опираясь на логику, рассудок; оберегая, защищая произведения, литературу своих гуру – то было его служение. Основное направление, центральное направление его служения – защищать, показывать красоту того, что было дано Рупой и Санатаной, то была его позиция. Что ты говоришь?