420. 1982.07.18.A2. Учение о карме, викарме и акарме в «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам»

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Преданный: Стих Бхагавад-гиты:

карман̣о хй апи боддхавйам̇ боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣
акарман̣аш́ ча бодхавйам̇ гахана̄ карман̣о гатих̣
[1]

В комментарии к этому стиху Свами Махарадж говорит: «Если человек серьезен, серьезно стремится освободиться от материального рабства, то он должен начать анализ действия, следствия и извращенного действия. Это очень трудный для понимания предмет, и чтобы понять этот предмет, нужно общаться с преданными в сознании Кришны и научиться от них этим тайнам, секретам».

#00:01:03#

Шрила Шридхар Махарадж: А как звучит начало стиха? …акарман̣аш́ ча бодхавйам̇ гахана̄ карман̣о гатих̣…

Преданный: карман̣о хй апи боддхавйам̇ боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣…

Шрила Шридхар Махарадж: Нечто в высшей степени неведомое и непостижимое, и Оно безгранично, безграничные возможности присутствуют там. Человек, живое существо совершает усилия, и следствие, результаты этого усилия бесконечны.

#00:01:41#

ким̇ карма ким акармети кавайо ’пй атра мохита̄х̣[2]

Что есть карма, что есть отсутствие кармы — понять это трудно даже ученым. А как звучит начало этой шлоки?

Преданный: карман̣о хй апи боддхавйам̇ боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣…

Шрила Шридхар Махарадж: карман̣о хй апи боддхавйам̇ боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣, акарман̣аш́ ча бодхавйам̇ гахана̄ карман̣о гатих̣ — что есть акарма, что есть викарма и что есть карма. Карма значит в целом то, что рекомендует шастра в рамках варнашрама-дхармы, это карма. Викарма это аморальная деятельность, безнравственная. И акарма означает прекращение всяких усилий, всякого проявления энергии. Но это невозможно — человек должен есть, он должен работать, акарма.

#00:03:00#

акарман̣и ча карма йах̣[3]

Тот воистину разумен, кто способен увидеть карму в акарме и акарму в карме. Это означает, что, контролируя наше внутреннее «я», мы способны избавиться от кармы. Йога-стхах̣ куру карма̄н̣и[4] — человек, который занимает правильную позицию (не стремится к результатам, к плодам своей кармы), совершает карму, но в действительности это акарма. А когда человек в уме своем хочет так много всего, его ум всегда находится в движении, он хочет того, другого, третьего, и он сохраняет свои желания, но прекращает внешнюю карму — это глупость.

#00:04:03#

Акарман̣и ча карма — человек может внешне совершать множество поступков, карму, но он не желает никаких плодов — он совершает акарму, тогда как человек, который прекращает свою физическую деятельность, но ментально, в уме думает о множестве разных вещей, тот продолжает совершать карму. Речь идет о том, что карма — это не только внешние физические действия, но и внутренняя позиция, и на это явление — внутреннюю позицию — следует обращать самое пристальное внимание.

#00:04:32#

на хи каш́чит кшан̣ам апи джа̄ту тишт̣хатй акарма-кр̣т[5]

Никто в действительности не может прекратить карму.

ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те на прасиддхйед акарман̣ах̣[6]

Даже если мы откажемся от любой деятельности, то мы вынуждены будем продолжать есть, ходить в уборную — это все также карма. Но избавиться от кармы не означает, что нужно прекратить совершать физические действия — нужно отказаться от ментальных желаний.

#00:05:05#

Камана-васана. Это подлинная карма, а не внешняя деятельность. Внешне мы можем убить, уничтожить всю Брахманду, всю Вселенную, и при этом ничего не делать. Внешняя деятельность не обладает ценностью, оценивать карму следует по внутренним желаниям, по васане: «Я хочу чего-то помимо Кришны». Есть универсальная, вселенская волна, это волна совершает свое движение, и я хочу проецировать свои желания на эту волну, я не в состоянии жить в гармонии с этой волной. Но отдельную, сепаратную волну я хочу породить, и это карма, и эта волна неизбежно будет сталкиваться с вселенской волной. Столь многие местные, провинциальные волны существуют, но окончательная, финальная, фундаментальная волна сознания Кришны есть, и я должен понять эту волну, оказаться в гармонии с ней, и тогда я не буду совершать карму, я буду танцевать в этой универсальной волне — вот что необходимо.

#00:06:19#

Без этого, в каких бы волнах я ни принимал участия, с какими бы волнами я себя ни отождествлял в различных измерениях, я буду вынужден пожинать плоды, сталкиваться со следствиями, это карма. Карма в истинном смысле слова означает «порождать волны отдельных интересов в этом мире». Необходимо прекратить такие попытки внутренне, и постараться понять ниргуну — волну сознания Кришны, и в этой волне не будет кармы. А иначе мы будем уносимы различными волнами, различных отдельных интересов, и это все будет карма того или иного типа, и каждый страдает от своей собственной кармы, от реакций, следствий действий, и живые существа гибнут в результате столкновения этих волн с высшей волной. Таким образом. Внутренне пытайся избавится от этого духа кармы, то есть пытайся быть единым с сознанием Кришны, с этой универсальной волной, и танцуй в этой волне.

#00:07:43#

Карма, викарма. Викарма значит аморальные поступки, карма — это моральные, нравственные поступки, они лучше по сравнению с викармой. Есть также ведантическое понимание отказа от внутренних желаний, акарма — когда прекращаются всякие намерения и желания. Они хотят самадхи — состояния, подобного глубокому сну без сновидений. Но вайшнавы хотят обрести связь с сознанием Кришны, которое динамично, которое представляет собой здоровую волну, несущую благо всем и каждому. Абсолют динамичен, не статичен (подобно состоянию, на которое указывают буддисты и шанкариты — нирвана). Но возможно установить связь с сознанием Кришны, которое динамично, движущееся, это волна любви, красоты и очарования, милости. Таким образом, обрести связь с этим явлением.

#00:08:54#

Давать и брать — это не плохо, но это не должен быть черный рынок. Все это должно быть основано на универсальной Истине: Он обладает всем, Ему все принадлежит. Но если мы считаем себя обладателями (я — царь, я могу действовать, я способен давать), то это невозможно для меня, мы все занимаемся спекуляцией на черном рынке, и в конечном счете мы терпим поражение и становимся жертвами реакций.

#00:09:30#

Викарма, карма и акарма. Викарма — это аморальные действия, не рекомендованные священными писаниями, варнашрама-карма — это в целом карма: делай то-то и то, и дальнейшее наставление ты получишь, когда закончишь выполнение этого долга. Затем — найшкарма — то, что рекомендуется «Бхагаватам»: джн̃а̄на-ваирагйа-бхакти-сахитам̇ наиш̣кармйам а̄вишкр̣там̇[7]. Йоги и гьяни благодаря найшкарме достигают самадхи, состояния вечного сна без сновидений, но «Шримад-Бхагаватам» говорит: необходимо отказаться от эгоистической деятельности и действовать ради Кришны. Это наишкарма.

#00:10:26#

Джн̃а̄на, ваирагйа и бхакти — везде присутствует найшкарма, отказ от эгоистической деятельности, но в бхакти — отказ от эгоистической деятельности и деятельность ради Кришны. Найшкарма означает не прекращение деятельности как таковой, но означает отказ от всех локальных, местных желаний и интересов, и работа в интересах универсального сознания Кришны, и это — подлинная найшкарма, согласно «Бхагаватам». Эта найшкарма отличается от спекуляций тех, кто ищет освобождения, которые говорят, что только состояние самадхи (вечного сна) есть найшкарма. Но «Бхагаватам» отвергает эту идею напрочь. Найшкарма — это значит присоединиться к универсальной волне, и это найшкарма подлинная.

#00:11:20#

джн̃а̄на-ваирагйа-бхакти-сахитам̇ наиш̣кармйам а̄вишкр̣там̇

Бхагавата-найшкарма — это подлинное бхакти. Человек занят, но он занят в интересах Кришны — это найшкарма, динамичная найшкарма. А статичную найшкарму рекомендуют йоги и гьяни, ведантисты.

[Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол.]

Вы понимаете?

Преданный: Да. Когда происходит посвящение, то духовный учитель забирает карму, и мы стремимся избавиться от кармы. Это правда?

#00:12:13#

Шрила Шридхар Махарадж: Посвящение значит бросить себя в ниргуна-движение, в сознание Кришны. Бросить себя. В мантре слово «сваха» значит бросить себя, швырнуть в сознание Кришны, установить связь с подлинной найшкармой. Работать ради Кришны, от Имени Кришны, не ради каких-то эгоистических или националистических групп, которые являются расширенным, утонченным эгоизмом.

[Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Нитай-Гаура Харибол.]


[1] «Крайне нелегко постичь природу деятельности. Для этого необходимо понять, что есть благочестивое действие (карма), греховное действие (викарма) и бездействие (акарма)» («Бхагавад-гита», 4.17).

[2] ким̇ карма ким акармети кавайо ’пй атра мохита̄х̣ / тат те карма правакш̣йа̄ми йадж джн̃а̄тва̄ мокш̣йасе ’ш́убха̄т — «Что есть действие, а что — бездействие? Даже мудрецы сбиты с толку, пытаясь разобраться в этом. Сейчас Я расскажу тебе о том, что значит действовать и бездействовать. Зная это, ты избавишься от всех бед» («Бхагавад-гита», 4.16).

[3] карман̣й акарма йах̣ паш́йед акарман̣и ча карма йах̣ / са буддхима̄н мануш̣йеш̣у са йуктах̣ кр̣тсна-карма-кр̣т — «Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, является самым разумным среди людей и находится на духовном уровне, хотя и занят разнообразной деятельностью» («Бхагавад-гита», 4.18).

[4] йога-стхах̣ куру карма̄н̣и сан̇гам̇ тйактва̄ дханан̃джайа / сиддхй-асиддхйох̣ само бхӯтва̄ саматвам̇ йога учйате — «Дхананджая, утвердившись в духовном сознании, отвергни склонность наслаждаться плодами своих трудов. Исполняй свой долг, оставаясь невозмутимым в успехе и неудаче. Такая уравновешенность ума именуется йогой» («Бхагавад-гита», 2.48).

[5] на хи каш́чит кшан̣ам апи джа̄ту тишт̣хатй акарма-кр̣т / ка̄рйате хй аваш́ах̣ карма сарвах̣ пракр̣ти-джаир гун̣аих̣ — «Невозможно перестать действовать даже на мгновение. Живое существо вынуждено действовать, находясь под влиянием трех состояний иллюзии. Поэтому для замутненного сознания предписаны очистительные действия» («Бхагавад-гита», 3.5).

[6] нийатам̇ куру карма твам̇ карма джйа̄йо хй акарман̣ах̣ / ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те на прасиддхйед акарман̣ах̣ — «Исполняй предписанный тебе долг, ибо это лучше бездействия. Ведь без труда невозможно даже поддерживать свое физическое тело» («Бхагавад-гита», 3.8).

[7] ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ пура̄н̣ам-амалам̇ йад вайш̣н̣ава̄на̄м̇ прийам̇
йасмин па̄рамахам̇сйам экам амалам̇ джн̃а̄нам̇ парам̇ гӣйате
татра джн̃а̄на-ваирагйа-бхакти-сахитам̇ наиш̣кармйам а̄вишкр̣там̇
тач чхр̣н̣ван су-пат̣хан вича̄ран̣а-паро бхактйа вимучйен нарах̣

«»Шримад-Бхагаватам» — безупречная пурана. Она очень дорога вайшнавам, так как в ней изложено самое чистое и возвышенное знание, которым обладают Парамахамсы. В «Бхагаватам» объясняется, как освободиться от материалистической деятельности, а также что представляют собой постижение трансцендентного, отречение от мира и путь преданного служения. Каждый, кто серьезно пытается понять «Шримад-Бхагаватам», надлежащим образом слушая и с преданностью читая и пересказывая его, обретает полное освобождение» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.18).

Запись опубликована в рубрике 24. Деятельность в связи с Абсолютным Центром с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.