421. 1982.04.14.C6.D1. Некоторые положения карма-йоги в «Гите»

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Преданный: В Бхагавад-Гите Кришна говорит, что вначале Он открыл эту науку богу Солнца. А разве он не наставил в этой науке первым Брахму? Разве Брахма не был первым?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет. Вайвасвата — сын Брахмы. Вайвасвата — значит Сурья.

#00:00:26#

имам̇ вивасвате йогам̇,
проктава̄н ахам авйайам
вивасва̄н манаве пра̄ха,
[манур икш̣ва̄каве ’бравӣт][1]

Вайвасвата Ману. Сын Вивасвана был Ману. Первый Ману, который написал «Ману-самхиту», дхарму варнашрамы.

#00:00:53#

имам̇ вивасвате йогам̇
проктава̄н ахам авйайам
вивасва̄н манаве пра̄ха
манур икш̣ва̄каве ’бравӣт

[эвам̇ парампара̄-пра̄птам,
имам̇ ра̄джарш̣айо видух̣]
са ка̄ленеха махата̄,
його наш̣т̣ах̣ парантапа[2]

«С течением времени это знание пришло в упадок (или исчезло), и Я вновь повторяю (или открываю) это знание тебе».

Преданный: А первое сотворенное существо, которое обрело от Кришны трансцендентное знание, — то был Брахма?

#00:01:29#

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе[3]

Как вдохновение Он открыл, явил все Брахме. А с Вайвасватой Он разговаривал в одном из своих образов. Вы можете посмотреть тику (комментарий): там сказано, в каком именно образе Он разговаривал с Вивасваном, я не помню. имам̇ вивасвате йогам̇ проктава̄н ахам авйайам.

Преданный: Комментарий Баладевы Видьябхушаны?

Шрила Шридхар Махарадж: Я не могу сказать точно. Самая подробная тика (комментарий) — Вишванатха Чакраварти.

#00:02:29#

вивасва̄н манаве пра̄ха
манур икш̣ва̄каве ’бравӣт

са ка̄ленеха махата̄,
його наш̣т̣ах̣ парантапа

Это карма-йога: делай, действуй, но не будь привязан к результату, к следствию. Выполняй, делай те или иные вещи в качестве своего долга.

#00:02:53#

карман̣й эва̄дхика̄рас те
ма̄ пхалеш̣у када̄чана
ма̄ карма-пхала-хетур бхӯр
ма̄ те сан̇го ’ств акарман̣и[4]

Действуй в качестве долга, никогда не отвергай долг и не заботься о последствиях, поскольку результаты, следствия принадлежат Мне. Ты — часть, а следствия зависят, не от маленькой частицы, выполняющей долг, но от Целого, от всего мироздания, поэтому они принадлежат Мне. Результаты Мои, а долг — твой, частичный долг, ты должен совершать его. Желать, думать, что скромное выполнение долга породит результат — это заблуждение, поскольку результат есть совокупность усилий многих частей. Поэтому результат предоставь Мне. Карман̣й эва̄дхика̄рас те ма̄ пхалеш̣у када̄чана. Результат всегда Мой.

#00:04:08#

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇,
сарва-лока-махеш́варам
сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇,
[джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати][5]

«Я, — говорит Он, — [карма-пхалам шри кришнайа самарпитам асту(?)

#00:04:20#

йат карош̣и йад аш́на̄си,
йадж джухош̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа,
тат куруш̣ва мад арпан̣ам[6]

Делай, действуй, а результаты предоставь Безграничному, и тогда ты не будешь затронут.

#00:04:42#

Страдание вызвано ожиданием в отношении долга, следует оставить ожидания. Но в то же время не отказывайся от выполнения долга, своей части. Ты должен выполнять долг — это карма-йога. Делай все в качестве долга, не стремись к каким бы то ни было результатам этого. Результаты придут, старайся быть удовлетворенным этим — это карма-йога.

#00:05:22#

саннйа̄сах̣ карма-йогаш́ ча,
них̣ш́рейаса-кара̄в убхау
тайос ту карма-саннйа̄са̄т,
карма-його виш́иш̣йате[7]

Если ты оставишь выполнение внешнего долга, то ты окажешься в проигравших — во многих отношениях.

#00:05:40#

[нийатам̇ куру карма твам̇
карма джйа̄йо хй акарман̣ах̣]
ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те
на прасиддхйед акарман̣ах̣[8]

Твоей жизни будет угрожать опасность, если ты полностью исключишь карму из своей программы, не исключай карму. Это не означает, что ты будешь вовлечен в викарму. Делай то, что в целом предписано в шастрах, поступай соответствующим образом и никогда не стремись к результатам. Результаты, плоды предоставь Мне.

#00:06:21#

ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇
бхокта̄ ча прабхур эва ча
[на ту ма̄м абхиджа̄нанти
таттвена̄таш́ чйаванти те][9]

Предоставь их Безграничному. Харе Кришна.


[1] «На заре творения Я открыл науку йоги, существующую вечно, богу солнца Вивасвану. Он передал ее своему сыну Ману (одному из прародителей человечества), а тот поведал ее своему сыну Икшваку (первому царю и основателю Солнечной династии на Земле)» (Бхагавад-гита, 4.1).

[2] «Победитель врагов! Великие раджа-риши (праведные цари) познавали эту йогу, явленную им через духовную преемственность учителей. Но по прошествии времени это знание было утрачено» (Бхагавад-гита, 4.2).

[3] См. «Шримад-Бхагаватам», 1.1.1.

[4] «Следует выполнять свой долг бескорыстно, без желания личной выгоды. Ты не должен действовать, желая насладиться плодами своего труда. Но знание о том, что плоды деятельности не принадлежат тебе, не дает тебе права пренебрегать своими обязанностями» (Бхагавад-гита, 2.47).

[5] бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам / сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — «Знай, что Я — цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).

[6] «Каунтея, чем бы ты ни занимался: вкушаешь ли ты пищу, жертвуешь чем-либо или приносишь что-либо в дар, совершаешь ли аскезы — совершай всю деятельность как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

[7] «Как путь отречения от деятельности, так и путь бескорыстных деяний благоприятны, однако бескорыстная деятельность выше» (Бхагавад-гита, 5.2).

[8] «Исполняй предписанный тебе долг, ибо это лучше бездействия. Ведь без труда невозможно даже поддерживать свое физическое тело» (Бхагавад-гита, 3.8).

[9] «Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и повелевает ими. Поэтому те, кто не постиг Моей подлинной духовной природы, обречены на падение» (Бхагавад-гита, 9.24).

Запись опубликована в рубрике 24. Деятельность в связи с Абсолютным Центром с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.