611. 1983.03.04.B2. Душа и материальная энергия

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Вриндаван находится в составе Матхура-мандалы, затем есть Дварака. Матхура Кришна иногда находится в Матхуре, и заключительная часть игр происходит в Двараке. Матхура[-мандала] делится на Матхуру, Вриндаван и Двараку. Подобная концепция. Что-то еще?

Преданный: Гуру Махарадж, каждая клетка, образующая наш организм, — это отдельная душа?

Шрила Шридхар Махарадж: Я не понимаю.

Преданный: Каждая клетка в теле…

Шрила Шридхар Махарадж: А клетка, да…

Преданный: Это отдельное живое существо? Отдельная джива?

#00:01:06#

Шрила Шридхар Махарадж: Не отдельная джива. Не вопрос связи с какой-либо клеткой. Существует многочисленные составляющие части, но нельзя сказать, что в каждой из этих частей и частей частей есть душа. Бесчисленные души блуждают. Когда потребность в связи с определенной материальной субстанцией возникает, то живое существо может расти. «Клетка — источник души, клетка может породить душу» — такого рода идея неприемлема. Душа не имеет ничего общего с клеткой. Согласно карме душа соединяется с любой клеткой, любой формой: животным или овощем. Источником является не клетка. Душа независима от материи. Материя не может породить душу. Душа также не может породить материю. Душа — это пограничная энергия, а материя — это грубая энергия Господа.

#00:03:03#

Существует две ветви: главная (основная) и низшая. Две потенции, две энергии происходит из одного и того же источника: апара-шакти — низшая энергия или потенция Господа, материя; и высшая потенция, энергия — джива, душа. Различные энергии, происходящие из одной и той же субстанции, начала. Одна — Брахма, другая — Вираджа. И когда они соединяются, тогда это явление может расти. Пракрити и пуруша, свет и вода. Подобная воде субстанция и подобная свету субстанция — две различные потенции Господа.

#00:04:25#

[бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣,
кхам̇ мано] буддхир эва ча
ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме,
бхинна̄ пракр̣тир аш̣т̣адха̄[1]

«Это — низшая потенция, Моя энергия низшего типа».

#00:04:39#

апарейам итас тв анйа̄м̇,
пракр̣тим̇ виддхи ме пара̄м
джӣва-бхӯта̄м̇ маха̄-ба̄хо,
йайедам̇ дха̄рйате джагат[2]

И существует другая, более тонкая энергия — джива, душа. Эта энергия входит в ту энергию (материю), и движение мира становится возможным. Материальная потенция также находится на различных стадиях, как это описано: земля, вода, огонь, воздух и эфир, но все это материально, тонкие и грубые элементы, все это материя. Но душа не относится к этой категории. Камень, земля, пыль и даже эфир — очень тонкий элемент, — тем не менее это порождение материи, материальной энергии. Но душа не происходит из того же источника, это нечто категорически иное. И когда это тонкое начало соприкасается с грубой потенцией, возникает жизнь.

#00:06:23#

В противном случае материя безжизненна. Жизнь здесь. Без материальной субстанции душа может жить в высшей сфере также, если она связана с духом преданности или жертвенности, не с духом господства, преобладания, доминирования.

Есть ли другие вопросы?

#00:06:57#

Преданный: Махарадж, Свами Махарадж…

Шрила Шридхар Махарадж: Кто это?

Преданный: Гауранга…

Шрила Шридхар Махарадж: Джая Гауранга?

Джая Гауранга Прабху: В своих книгах он пишет: существует два вида брахмана (сагуна-брахман и ниргуна-брахман). Сагуна-брахман

Шрила Шридхар Махарадж: Брахма?

Джая Гауранга Прабху: Да-да, Брахма, Брахман.

Шрила Шридхар Махарадж: Сагуна-брахман, ниргуна-брахман.

Джая Гауранга Прабху: Не могли бы вы объяснить смысл этих терминов, разницу между сагуна- и ниргуна-брахманом?

#00:07:52#

Шрила Шридхар Махарадж: Когда Брахман связан с пракрити: саттва, раджа, тама… Три гуны, это симптомы пракрити, материального существования, бытия. Сагуна — это самое грубое, промежуточная и более тонкая ступень, стадии, когда четан (душа, дух) связана с материей, то это явление известно, как сагуна-брахман или баддха-джива. Баддха-джива, сагуна-брахма. Джива также является брахманом, сознанием. Частица сознания контактирует с материей, и это сагуна. А та частица духа, которая не связана с материальным миром, это ниргуна.

#00:09:09#

Гуна означает саттва, раджа, тама — три гуны. Гуна — это нечто вроде болезни. Заболевший брахман и здоровый брахман, нормальный брахман и ненормальный брахман. Хотя брахман всегда нормален, чист, но когда он контактирует с этим бренным миром, в нем присутствует тенденция властвовать или эксплуатировать, наслаждаться, и это сагуна. Когда он выше соприкосновения с наслаждением или эксплуатацией и совершает служение, он ниргуна. Гуна — это болезнь…


[1] «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — все это восемь составляющих Моей материальной энергии» (Бхагавад-гита, 7.4).

[2] «Величайший герой! Материальная природа, описанная Мною, ниже по своему положению в сравнении с Моей более высокой энергией, которая включает в себя все индивидуальные души. Души пользуются возможностями, предоставляемыми им материальной энергией, для эгоистичного наслаждения» (Бхагавад-гита, 7.5).

Запись опубликована в рубрике 37. Душа в сферах материальной и духовной энергии с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.