880. 1982.02.24.B1. О различии взглядов Бхактисиддханты Сарасвати и Лалита Прасада

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

«Онтология Прекрасной Реальности» (часть 6.5)

 

Преданный: Махарадж, чем отличаются идеи Бхактисиддханты и Лалита Прасада.

Шрила Шридхар Махарадж: Кто ты?

Преданный: Буддхи Йога.

Шрила Шридхар Махарадж: Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не признавал Лалита Прасада, хотя физически был его младшим братом. Мы читали в «Надия-пракаше» статью. Вначале Лалита Прасад жил в обществе Бхактисиддханты Сарасвати. Но постепенно впоследствии возникли расхождения во мнениях. Он покинул общество нашего Гуру Махараджа и отправился в место рождения Бхактивинода Тхакура, где находился дом предков Бхактивинода по материнской линии. Он стал жить в том месте и основал там свой собственный Матх, центр. Когда это произошло, в это время наш Гуру Махарадж написал: «Он отправился туда, чтобы поклоняться Улачанди, вместо того, чтобы служить Кришне». (Ула — это название деревни, там пребывает особое божество Кали — Шакти Чанди). Таким было замечание нашего Гуру Махараджа.

#00:01:46#

Также, в последствии, по прошествии какого-то времени Гуру Махарадж заметил: «Лалита Прасад любит своего бабу (отца) не Радху. Он движим физической любовью к нему, физической привязанностью. Поскольку в его сердце живет подобное чувство, он совершает некое служение, но он не понимает, кто и что в действительности Бхактивинод Тхакур». Таким было замечание нашего Гуру Махараджа: поклонник Улачанди, хотя он поклоняется Махапрабху, но в действительности он поклоняется Улачанди. Когда мы делаем что-то с целью эксплуатации, тогда это действие в действительности является служением внешней материальной потенции, не сознанию Кришны.

#00:02:59#

ка̄маис таис таир хр̣та-джн̃а̄на̄х̣
прападйанте ’нйа-девата̄х̣[1]

Если имеет место быть недостаток искренности, если в сердце присутствуют нежелательные элементы — аньябхилаша, карма, гьяна[2] и так далее… поэтому он сказал, что Лалита Прасад — шакта, поклонник шакти, потенции (или эксплуататор). Наш Гуру Махарадж рассматривал его таким образом. Его материальная привязанность к отцу — это и есть тот самый скрытый мотив, побуждающий его (казалось бы, на поверхности) выполнять свои религиозные обязанности. Таким было мнение нашего Гуру Махараджа.

#00:04:04#

Однажды, когда я присоединился к Матху (в то время я жил на стороне и посещал программы), я услышал, что наш Гуру Махарадж Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал однажды… Один человек спросил у него: «Каково положение, позиция шакт (поклонников физической потенции Господа, энергии)?» Он ответил: «Эти люди — материалисты. Их положение — позиция материалистов». Я не мог сразу же посчитать его ответ абсолютной правдой, истиной. Я происходил из семьи шакт, я слышал и видел в книгах: майя — также чайтанья-рупини, кайвалья-дайини, чинмой (она — сознание). Так я слышал, и вот теперь он говорит, что эти люди — материалисты, что они — атеисты, поклонники потенции.

#00:05:32#

Я попытался понять, что есть что. Его словами невозможно было пренебречь, но то, что я читал в шастре о том, что она — чинмой (шакти, потенция сознательна, потенция есть сознание), а он утверждает, что поклонники внешней потенции — суть атеисты, материалисты. Как привести в гармонию эти положения? Я подумал: «Почему он утверждает подобное? Почему он говорит, что они — материалисты?»

#00:06:08#

В конце концов, я пришел к следующему пониманию. Мнение материалистов, шакт, таково: шакти, потенция — это самая изначальная субстанция, а сознание есть порождение, продукт этой потенции. Потенция и сознание, Пуруша и пракрити. Когда пракрити, которая не есть Пуруша, не есть сознание, рассматривается в качестве Высшего Начала, а сознание, согласно этим представлениям, происходит из этой первичной субстанции, то это, конечно, материализм, теория ископаемого. Таким образом, шакти-вада — это теория ископаемого.

#00:07:01#

Замечание Гуру Махараджа в отношении Лалита Прасада было подобным. Он говорил: мотивацией его почтения Бхактивиноду Тхакуру (а через него — к Махапрабху) служила телесная связь с Бхактивинодом Тхакуром — «баба-бадха-радха». Была одна статья Сарасвати Тхакура, напечатанная в «Гаудие», в которой было сказано: Бхактивинода Тхакура следует рассматривать как Радху. Но Лалита Прасад не мог рассматривать его как Радху. Возникло бадха (препятствие), поэтому баба (отец). «Радха-бадха-баба» — таково название статьи. Его усилия в этом направлении (служение Бхактивиноду Тхакуру, а через него — Махапрабху) есть не что иное, как физическая связь, телесная связь. Это было увидено Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, и мы — его последователи. В другом случае он заметил: «Лалита Прасад Тхакур совершает поклонение Улачанди (богине Кали) которая является главенствующим божеством, владычицей этой деревни Ула». Это также материализм, не чистое духовное явление.

#00:08:31#

Однажды он [Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур] заметил о Шишир Гхоше, о человеке, который написал книгу «Господь Гауранга» и «Амия-Нимай-чарит» и многие произведения о Махапрабху, он был издателем и основателем «Амрита Базар Патрики», человеком, уважаемым в обществе и известным. [Бенгали] — таким было замечание Прабхупады. Шишир Кумар Гхош создал «Гаурангу», побуждаемый своим стремлением к наслаждению. Подобно тому, как Свами Махарадж написал «Гиту как она есть»: «Гита как она есть» и Гита, рассматриваемая теми или иными учеными. Свами Махарадж попытался направить читателей Гиты в эту сторону — «Гита, как она есть». «Гауранга, как Он есть» и «Гауранга таким, каким мы его выдумали, вообразили, Гауранга — ментальная фантазия, ментальные фантазии на тему Гауранги».


[1] ка̄маис таис таир хр̣та-джн̃а̄на̄х̣, прападйанте ’нйа-девата̄х̣ / там̇ там̇ нийамам а̄стха̄йа, пракр̣тйа̄ нийата̄х̣ свайа̄ — «Но люди, разум которых похищен вожделением, поклоняются различным богам материального мира. Они избирают практику поклонения и почитаемое божество в соответствии со своими мирскими желаниями» (Бхагавад-гита, 7.20).

[2] См. «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11.

Запись опубликована в рубрике 58. Сахаджия - воображаемая преданность с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.