747. 1981.03.10.D2. Принцип «золотой середины» в пышности поклонения и одежде вайшнавов

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Шрила Шридхар Махарадж: Гаура-Харибол, Гаура-Харибол.

Преданный: Вы сказали: Господь любит, чтобы Его преданных прославляли. Когда мы поклоняемся Кришне, то мы поклоняемся Ему с великой пышностью: мы водружаем на Его голову корону, мы подносим Ему лучшие драгоценности, лучшую пищу, лучшую одежду, лучшие храмы — все лучшее для Кришны. Мой вопрос таков: если некий вайшнав-ачарья представляет Кришну в своем проповедническом послании, то он, занимая это положение, принимает также пышное поклонение себе. Не окажет ли это дурное впечатление на публику, которой ничего об этих вещах не известно?

Шрила Шридхар Махарадж: Что он говорит?

#00:01:01#

Госвами Махарадж: Он говорит: «Мы будем предлагать Кришне короны, (мукут), драгоценности, роскошные одежды, изысканные одеяния. Представитель Кришны — Гуру, и ученики могут ему предлагать множество замечательных вещей. Но в какой степени ачарья должен это принимать? Поскольку публика на известной стадии может быть смущена такого рода поклонением. Как вайшнав-ачарья должен решать, каков лимит, каков предел этого роскошного поклонения со стороны последователей?

#00:01:43#

Шрила Шридхар Махарадж: А̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣[1]. То, что будет помогать вайшнаву совершать максимум служения Кришне, он должен принимать, ровно столько, сколько помогает ему совершать максимальное служение Кришне, принимать то, что необходимо. Он должен быть искренен: и вайшнав и ачарья. Ачарья, можно сказать, — это высший вайшнав, в целом мы рассматриваем это так: вайшнав высшего порядка. Но каждый вайшнав не хочет ничего для себя, для своего чувственного наслаждения. Хотеть чувственных наслаждений для себя — это не вайшнавский образ мыслей.

#00:02:36#

Принимать все для служения Кришне, даже это тело, этот ум также отданы, пожертвованы служению Кришне, и чтобы я ни принимал от других, я принимаю это для служения Кришне. Поскольку я должен совершать служение, то ради этого мне, возможно, нужна хорошая одежда и так далее, поскольку я должен совершать служение Кришне, мне нужна пища, мне нужна вода и так далее, только для того чтобы поддерживать это тело и совершать служение. А служение может быть различным: обычное служение и служение, сопряженное с достоинством, благородным положением, имеется в виду ачарья, проповедник: иногда ему требуется определенное положение, в противном случае люди посчитают его заурядным и не придадут веса, значения его словам.

#00:03:43#

Но в тоже время эта пышность не должна быть настолько великой, высокой, что подобное пышное поклонение будет пробуждать зависть в людях, и люди станут говорить: «Эти люди, эти гуру утопают в роскоши, цветах и бриллиантах». Чтобы люди не говорили этого, подобные чувства не должны у них пробуждаться, поэтому осторожно и аккуратно мы должны подходить к этому вопросу. Мы должны иметь пышную роскошную форму, а когда необходимо, должна присутствовать умеренность.

#00:04:31#

Шукадева обратился ко всей религиозной интеллигенции своей эпохи, будучи нагим шестнадцатилетним мальчиком. [Смех] Поэтому соответственно обстоятельствам мы должны расставлять все на свои места. Достоинство может быть необходимо, но чрезмерное количество или степень чего бы то ни было — это плохо, поскольку возможна реакция, перебор, грубо говоря. Мы должны принимать ровно столько, чтобы душа оставалась в теле, и чрезмерная роскошь, пышность, денежные траты, расходовать деньги словно воду — это не есть хорошо. В тоже время мы должны учить людей тому следующему принципу: если вы научитесь отдавать все Господу, тогда вы ни в чем не будете нуждаться. Старайтесь отдавать все Центру, чем бы оно ни было (то, что вы отдаете).

#00:06:09#

Сита Деви, живя в лесу, предлагала Дашаратхе песок. Вместо риса она предлагала песок. Бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣[2] — не внешние явления, но чувства, сентимент сердца принимает Кришна. Если есть внешние явления, их можно предлагать, но если эти внешние атрибуты отсутствуют, то даже имея малое…

#00:07:06#

Дурьодхана хотел накормить Кришну очень изысканными яствами, Кришна отказался. Когда Он пришел в дом Видуры, то… Видура жил на подаяния: он кушал испорченный рис [буквально]. Ту часть риса, которую люди не принимают, он говорил для себя и предлагал Кришне, и Кришна принял это подношение, отказавшись от изысканных яств Дурьодханы.

#00:08:00#

А Рагхунатх Дас Госвами… Отец Даса Госвами послал ему деньги на жизнь, на еду. Но то, что коровы отказывались есть, Дас Госвами собирал, промывал проточной водой испорченный рис, и те рисинки, которые были еще более-менее целы, кушал с солью. Махапрабху пришел к Дасу Госвами однажды и заметил, попробовав этот рис: «Столь сладостный прасадам Я не пробовал никогда в жизни!» Что есть прасадам? Что есть прасадам? Воля Кришны, воля Кришны.

В другой день Он сказал Сарвабхауме: «Посмотри, насколько чудесен вкус этого прасада!» Речь не идет о физическом вкусе этих субстанций, этих вещей, но откуда взялся этот чудесный вкус?

Гаура-Харибол.

#00:09:28#

Это нечто личное. Мой Гуру Махарадж хотел, чтобы я улучшил мою одежду [имеется в виду: одевался лучше]. Два раза он высказал это желание. Вначале он сказал: «Ты должен одеваться лучше». Это моя природа — жить просто. Затем он вновь сказал мне: «Одевайся лучше! А иначе публика не придаст значения твоим словам: встречают по одежке». Тем не менее я люблю простую одежду, это мои привычки — простая жизнь.

#00:10:20#

В то же время он также ругал многих за их манеру одеваться, за чрезмерную роскошь. Но в моем случае его позиция была иной. Поэтому мы видим различия в темпераменте: разные преданные. Но если дух жертвенности присутствует, если присутствует чистота, тогда внешние явления могут не затронуть нас. Однако мы должны занять правильную позицию по отношению к окружающему миру, с тем чтобы то явление, которое было начато наши Гуру Махараджем, не пострадало. Такой должна быть наша цель. Ради блага миссии, с тем чтобы дело миссии не пострадало. Такой должна быть наша цель.

#00:11:39#

Если необходимо, когда это необходимо демонстрировать роскошь, пышность людям, с тем чтобы заставить их преклонить головы, — то подобного рода демонстрация может быть приемлема. Но если это внешнее богатство или пышность вызывают зависть в сердцах людей, то нам следует этого избегать. Мы должны привлекать внимание к миссии, и чтобы ни помогало нам в этом деле, мы будем принимать это нечто. В целом мы принимаем срединный путь, золотую середину — это есть благо.


[1] а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣, пра̄тикӯлйасйа варджанам, ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со / гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄, а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе, ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣ —  «Шесть составляющих самопредания таковы: принятие того, что благоприятно для преданного служения, и отвержение того, что неблагоприятно; твердая вера в то, что Кришна непременно защитит; принятие Господа собственным хранителем и повелителем; полное самопредание и смирение» («Хари-бхакти-виласа», приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.100).

[2] мӯркхо вадати виш̣н̣а̄йа дхӣро вадати виш̣н̣аве / убхайос ту самам̇ пун̣йам̇ бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣ — «Принося поклоны Господу Вишну, необразованный произносит «виш̣н̣айа намах̣» [что является грамматически неверным], в то время как образованный произносит «виш̣н̣аве намах̣». Однако и тот и другой обретают равное благо, потому что Господь Шри Джанардана всегда видит стремление живого существа — Он принимает лишь его преданность и награждает согласно силе этой преданности [Господь не судит о человеке по его глупости или интеллекту]» («Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 11.108).

Запись опубликована в рубрике 46. Принцип «золотой середины» в служении Господу с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.