422. 1981.03.03.A2. Любое действие может совершаться в измерении ниргуны

Скачать:

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Преданный: У нас был один вопрос, с которого мы хотели начать…

Шрила Шридхар Махарадж: Да?

Преданный: Это следующий вопрос: когда ученики приходят к духовному учителю в разных положениях, то постепенно по милости Гуру они возвышаются в процессе движения через различные гуны, все выше и выше, вплоть до саттва-гуны. Выполняя наш долг, те или иные обязанности, иногда мы вынуждены действовать скорее как кшатрии, или менеджеры, администраторы, а позиция администратора в большей степени ассоциируется с гуной страсти. Но с другой стороны, мы пытаемся достичь платформы, стадии благости и даже более того — чистой благости за пределами гун природы. Но иногда, выполняя функции администратора, мы впадаем в страсть, в раджас.

#00:01:10#

Преданный: Он говорит, что когда мы занимаемся повседневной деятельностью (особенно, наши лидеры), это нечто вроде раджа-гуны, мы вынуждены действовать так, в раджа-гуне. Мы хотим культивировать кришна-бхакти, мы хотим достичь стадии шуддха-саттвы, но временами наши повседневные функции, или обязанности…

#00:01:40#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, да. Что есть ниргуна? На поверхности кажется, что она включает раджа, тама, саттву, но это может быть ниргуна: даже убийство может быть ниргуна, а поклонение может быть сагуна, формальное поклонение. Точка зрения, внутренняя цель, смысл — именно это явление есть ключевой фактор. Понимаете? Когда речь идет о руководстве и указании Гуру, то человек может убивать, может грабить и все что угодно, но то будет ниргуна. Все это может быть ниргуна, даже преступные действия, это зависит от измерения, из которого приходит руководство действующему человеку. Внешняя форма не есть все и вся. Невозможно судить лишь по внешней форме. Разумеется, невозможно сказать, что любое воровство, убийство и разбой — это ниргуна. В целом это не так, но может быть так, ниргуна.

#00:03:27#

Чистота, искренность намерения зависит от того, кем человек направляем и управляем, какова его мотивация, насколько он искренен, насколько его намерение благое (если он кого-то, скажем, ругает или наказывает). Например, мать наказывает своего ребенка — это одно, но враг наказывает ребенка — это совсем другое. За материнским наказанием стоит ее добрая воля, доброжелание. Поэтому лишь внешняя форма поведения не есть все и вся, невозможно по этой внешней форме судить о том, что скрыто внутри.

Преданный: Да. Скажем, некая искренняя женщина приходит ко мне, и со всей искренностью я пытаюсь проповедовать ей. Но в силу этого контакта с противоположным полом… хотя я, казалось бы, начал с искренним желанием, но это общение…

#00:04:34#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, это все критически важные моменты, и их можно оценивать с разных точек зрения. Искренне я буду пытаться, с одной стороны, и в то же время я должен заботиться о благе других с тем, чтобы они не впали в заблуждение, положение человека, который собирается помочь, — все эти моменты могут быть приняты в расчет, учтены. Временами искренний человек может быть принесен в жертву ради блага многих, иногда это может быть необходимо, а иногда у человека есть такое искреннее желание, что ачарья может пойти на риск и попытаться помочь ему. Но положение ачарьи должно быть подлинным, реальным. Он не должен быть слаб, он не должен попасть в ловушку. Все эти вещи следует принимать в расчет.

#00:04:34#

В целом — анукула и пратикула.

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣
пра̄тикӯлйасйа варджанам[1]

Соответственно нашему рассудку и советам, помощи друзей, доброжелателей мы будем принимать то или иное решение, и нас ждет временами победа, а временами поражение. Мы должны принимать ответственность, отвечать за это в нашей практической жизни. Даже поражение может преподнести нам урок, даже поражение. Но искренность, искренняя попытка — это всегда похвально и победоносно, триумфально.

Преданный: Наш Прабхупад написал в своем комментарии к стиху «апи чет судура̄ча̄ро[2]» аналогичные моменты, утверждения.


[1] а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣, пра̄тикӯлйасйа варджанам, ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со / гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄, а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе, ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣ — «Шесть составляющих самопредания таковы: принятие того, что благоприятно для преданного служения, и отвержение того, что неблагоприятно; твердая вера в то, что Кришна непременно защитит; принятие Господа собственным хранителем и повелителем; полное самопредание и смирение» («Хари-бхакти-виласа», приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.100).

[2] апи чет судура̄ча̄ро, бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к / са̄дхур эва са мантавйах̣, самйаг вйавасито хи сах̣ — «Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути» (Бхагавад-гита, 9.30).

Запись опубликована в рубрике 24. Деятельность в связи с Абсолютным Центром с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.